О Камчатке Сервисы Проекты Площадки Стандарт О корпорации Инвесткарта Журнал Медиа Мероприятия ГЧП En
Поделиться
Назад
История успеха Высокотехнологичный терминал нефтепродуктов
Поделиться

Камчатка — это не только уникальная природа, но и выгодное географическое расположение. Ее стратегические преимущества, особенно для Северного морского пути, трудно не заметить. Семь лет назад камчатская бункерная компания ООО «МС-Бункер» начала амбициозный проект с объёмом инвестиций более 1 млрд рублей и реализовала его в заявленные сроки. Проект стал визитной карточкой существующих бизнес-возможностей Камчатки.

От простого к сложному

Каких-то 15 лет назад у камчатской компании «Морской траст», которая занималась доставкой и трейдингом нефтепродуктов в акватории дальневосточных морей, было всего одно небольшое судно водоизмещением 1250 тонн. Сегодня же группа компаний «Морской Траст» — это один из крупнейших инвесторов на Дальнем Востоке. Флот компании, обеспечивающий перевозки в акваториях Авачинской бухты, Золотого Рога, Находки, Северного Морского пути, превышает 20 судов: это линейные и портовые бункеровщики, буксиры и лоцманские катера общим дедвейтом более 60 тыс. тонн. 

Но «Морской Траст» — это не только суда. Параллельно компания развивалась в смежных бизнесах. Синергетический эффект для предприятия оказало создание одного из самых современных на Дальнем Востоке комплексов по перевалке и хранению нефтепродуктов, к реализации которого приступили в 2015 году. Амбициозный проект с инвестициями более 1 млрд рублей был реализован в 2021 году. Сегодня он представляет собой резервуарный парк на 18 тыс. тонн, два причальных сливоналивных участка с возможностью перевалки порядка 5 тыс. тонн топлива в сутки, 4-х постовую автомобильную эстакаду налива в автоцистерны, комплекс вспомогательных и очистных сооружений, а также здание производственной лаборатории.

На Дальнем Востоке нет примеров таких масштабных проектов, и в том, что он реализован именно на Камчатке, определяющую роль сыграла не «прописка» компании, а логистический и стратегический потенциал полуострова, рассказывает директор по развитию ООО «МС-Бункер» Борис Лаврентьев.

«Камчатка может стать перевалочной точкой для Севморпути, где арктические суда будут перегружать свои грузы для отправки их в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и наоборот. Поэтому здесь судам потребуется дополнительное снабжение нефтепродуктами и судовыми припасами. На фоне дальнейшего развития логистики СМП на полуострове все более актуальным будет любой бизнес, ориентированный на снабжение и обслуживание судов, текущий судоремонт, а также, в перспективе, на обслуживание газового оборудования, если какая-то часть судов будет переведена на газ».

Нефтяной первопроходец

Если смотреть на экономику проекта упрощенно, то выбор в пользу строительства комплекса на Камчатке выглядит достаточно смелым — в конце концов, в качестве емкостей для хранения могут выступать танкеры, что и проще, и дешевле. Однако выбор был сделан в пользу капитального строительства, неотделимого от будущего Камчатки.

«Хотя тогда еще никто не говорил про развитие Северного Морского пути, про крупные газовые проекты, собственники не сомневались в этой идее, они понимали, почему хотят строить именно здесь, — утверждает Борис. — Проект стал первопроходцем, и время показало, что это решение было стратегически правильным. Сегодня он рассматривается как часть инфраструктуры будущего СМП, как один из важных перевалочных пунктов».

ООО «МС-Бункер» стал первым резидентом территории опережающего развития «Камчатка» и, что немаловажно, смог реализовать проект в заявленные сроки. Этого получилось достичь несмотря на то, что проект был технологически сложным — с цифровизацией ключевых бизнес-процессов и их интеграцией в общую систему морской логистики группы компаний. Не обошлось и без сложностей, возникших из-за влияния пандемии COVID-19 и давления на Россию со стороны недружественных государств. 

Премиальный инвестиционный режим

Создание терминала нефтепродуктов на Камчатке во многом стало возможным благодаря государственным мерам поддержки — для «МС-Бункер», как для крупного промышленного объекта, действенными оказались как федеральные, так и региональные меры. Их уникальность состоит в том, что действие различных форм поддержки смогло проявить себя именно тогда, когда это было наиболее необходимо. Борис Лаврентьев приводит пример четырех наиболее значимых механизмов. 

Если говорить о работе на уровне федерального правительства, то, во-первых, для бизнеса очень важны льготы на отчисления в фонды оплаты труда: они начинают работать в полную силу уже на инвестиционной фазе, в то время как другие меры имеют отложенный эффект, поясняет он. Снижение налога на имущество и прибыль компании не так важны в первые годы жизни проекта, но к 2021, когда «МС-Бункер» впервые вышел на прибыль, эффект от этих мер стал уже ощутимым. Сейчас проект вступил в фазу окупаемости инвестиций, характерную пиковой закредитованностью и отсутствием свободного капитала, поэтому отсрочка в уплате налогов выступает хорошим подспорьем бизнесу.  

Во-вторых, отмечает он, очень удобной является упрощенная процедура выделения земельных участков под строительство через Корпорацию развития Дальнего Востока и Арктики, без проведения стандартных в таких случаях аукционов.

«Как участник региональной экспертной группы АСИ по развитию инвестиционного климата, могу сказать, что не всегда в проектах, в частности, в сегменте МСП достаточно времени уделяется осмыслению и оформлению идеи, составлению реалистичного бизнес-плана. И зачастую именно это мешает предпринимателям довести свою задумку до конца. Сейчас на Камчатке сформировался фантастический момент для открытия бизнеса, и этим надо пользоваться. Грамотная проработка всех аспектов бизнес-идеи, наличие заинтересованного инвестора и правильный подбор подходящей формы поддержки – вот ключ к успеху современного предпринимателя. Несомненно, что такой подход к делу всегда найдёт положительный отклик».

Третья мера — это программа повышения мобильности трудовых ресурсов. Согласно этой программе, привлечение специалистов из-за пределов Дальнего Востока в регионы-реципиенты, такие, как Камчатка, поощряется государством. С момента старта проекта в 2016 году компания смогла привлечь к работе несколько десятков специалистов. По программе выделяются прямые дотации на репатриацию, выплату подъемных, аренду жилья — иными словами, на все необходимое, что нужно для обеспечения высокопрофессиональных сотрудников достойными условиями для проживания.

Четвертой мерой, уже на региональном уровне, стало льготное финансирование инвестиционных кредитов. В 2016 году проект получил статус особо значимого инвестиционного проекта Камчатского края, что позволило заключить с правительством региона договор о субсидировании процентной ставки по инвесткредиту на сумму 200 млн рублей, что составляет чуть меньше 20% от общей капитализации объекта. Эта мера продлится до 2023 года и, наряду с другими формами поддержки, сыграла значительную роль в том, чтобы проект был не просто введен в эксплуатацию, но и смог оказать реальный экономический эффект на состояние экономики региона.

Так, плановый объём налоговых и иных бюджетных отчислений ООО «МС-Бункер» в период окупаемости проекта только в бюджет Камчатского края составляет более 1 млрд руб., в том числе без малого 500 млн руб. – отчисления непосредственно от проекта. Помимо этого, были созданы 546 новых рабочих мест.

Отдельно Борис Лаврентьев отмечает заинтересованность государства в появлении крупных промышленных предприятий.  «Когда мы заявлялись как резидент, то вначале не угадали с потребностью в обеспечении электроэнергией. И на тот момент по линии КРДВ мы уже не попадали в программу технологического присоединения. Здесь нам помогла другая федеральная программа – Программа развития Дальнего Востока и Забайкальского региона, участником которой мы являемся. Благодаря обращению к Юрию Петровичу Трутневу получилось профинансировать работы ПАО «Камчатскэнерго» по прокладке высоковольтной линии электропередач до нашего земельного участка. Нам осталось лишь обеспечить строительство трансформаторной подстанции и прокладку внутренних кабельных сетей объекта», — вспоминает он.

По совокупности форм поддержки, по словам директора по развитию ООО «МС-Бункер», сегодняшние условия ведения для бизнеса можно охарактеризовать как в высшей степени благоприятные.

«Я работаю на руководящих должностях на Камчатке с 1997 года и имею возможность сравнивать то, как менялись взаимоотношения государства и бизнеса. Благодаря режиму ТОР, благодаря мерам поддержки, которые осуществляются на уровне федерального и регионального правительств, можно с уверенностью говорить, что сегодня — фактически лучший период для начала бизнеса, в частности на Камчатке. Государство не только декларирует, но и фактически берет на себя большинство затрат на создание инфраструктуры. Иначе как премиальным режимом благоприятствования это назвать нельзя», — заключает он.

Другие материалы
История успеха Клуб юных предпринимателей, созданный КРКК, побывал в гостях у креативного малого бизнеса Камчатки
Корпорация развития Камчатки Клуб юных предпринимателей креативный бизнес Марина Якутова
Отраслевой обзор СТАНЕТ ЛИ КАМЧАТКА КРУПНЕЙШИМ РОССИЙСКИМ ЦЕНТРОМ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ? Российский и зарубежный бизнес считает, что это возможно
Водородно-энергетический кластер Пенжинская ПЭС Корпорация развития Камчатки Марина Якутова Алексей Каплун
Блог Корпорации развития Камчатки Что такое Манжерок на встрече с Марком Балясным рассказал глава Центра развития Республики Алтай
Корпорация развития Камчатки Центр развития Республики Алтай