Ежегодное послание Губернатора Камчатского края В.И. Илюхина

г. Петропавловск-Камчатский

28 февраля 2019 года

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я обращаюсь к вам в таком формате уже шестой раз. И тогда, и сейчас я повторяю: «инвестиции – это будущее, и если вы не инвестируете, то у вас нет будущего». Сегодня для экономики Камчатки — это не просто слова. Это установка, на которую мы ориентируемся, и реалии нашей с вами ежедневной работы.

Действительно, мы прошли значительный путь в понимании того, что такое инвестиции. И какие бы новые масштабные задачи перед нами не ставились, они неуклонно связанны с инвестиционным процессом как в коммерческие, так и в социальные проекты. Это единственно верное направление развития края, по которому мы должны продолжать двигаться.

Подготовка к сегодняшнему выступлению заставила меня ещё раз проанализировать, какие этапы пройдены нами за это время.

В 2011 — 2012 годах началась разработка региональной инвестиционной политики и системы мер её обеспечивающих. Были приняты важнейшие законодательные решения, сформирована система поддержки инвесторов, разработана инвестиционная стратегия, которая по мнению АСИ стала лучшей в России.

Очень большое внимание мы направили на развитие малого бизнеса: это прямые меры поддержки (гранты и субсидии), капитализация Фонда поддержки предпринимательства и создание Гарантийного фонда.

Проделанная работа позволила уже в 2013 году перейти от создания условий для отдельных инвесторов к созданию комфортной среды для всех инвестиционных проектов и делового климата для всех предпринимателей.  Внедрение Инвестиционного стандарта, создание переговорных площадок с бизнесом, определение приоритетов работы Корпорации развития Камчатки, разработка инструментов поддержки инвесторов, улучшение позиций в Национальном рейтинге, внедрение режимов ТОР и СПВ – это только часть наших достижений. Но многие из них стали примером для других субъектов.

Подводя итоги нашей работы по формированию инвестиционного и делового климата, хочу отметить следующие показатели.

Сегодня мы видим существенный прирост налоговых поступлений в бюджет края. Так, на первое место по налоговым сборам по итогам 2017 года на Камчатке впервые вышла рыбная отрасль – 19,7 процентов. На 15,8 процентов увеличен объем отчислений при осуществлении добычи полезных ископаемых на территории края, на 14,3 процентов – в обрабатывающих производствах.

В 2018 году экономика Камчатского края, так же, как и российская экономика в целом, сохранила траекторию роста и продемонстрировала устойчивую положительную динамику основных экономических показателей.

По итогам 2018 года объем валового регионального продукта оценивается на уровне 216 миллиардов рублей с приростом на 1,9 процента.

Рост экономики региона обеспечен увеличением промышленного производства (106,2 % — основное влияние — рекордная лососевая путина), производства продукции сельского хозяйства (105,4 %), оборота общественного питания (102,0 %), грузооборота автомобильного и морского транспорта (123 % и 113,9% соответственно), оборота розничной торговли (102,8 %), объема платных услуг населению (100,7 %).

Крайне важно, что этот рост основан на расширении внутреннего спроса – как потребительского, так и инвестиционного.

Последовательная политика и улучшение экономической ситуации нашли отражение в повышении общероссийского рейтинга региона.

Камчатка третий год подряд входит в число субъектов, демонстрирующих высокие темпы наращивания экономического и налогового потенциала. Сначала мы вошли в двадцатку, потом Камчатка поднялась на 8 место. По итогам 2017 года по оценкам Минэкономразвития РФ наш край уже на второй строчке. Федеральный гран по итогам оценки эффективности деятельности ИОГВ за 2017 год составляет 990,8 млн рублей (незначительно уступаем лишь Белгородской области). Хотя Камчатка и остается дотационным регионом, очевидная тенденция к повышению собственных доходов свидетельствует о динамичном социально-экономическом развитии региона.

Еще одно серьезное достижение – улучшение позиций Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Напомню, Камчатский край стал одним из регионов-лидеров по динамике улучшения показателей и поднялся на 36 пунктов, заняв 32 место из 85.

Объем инвестиций в Камчатском крае за 9 месяцев 2018 года вырос на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 20,00 млрд. рублей (за 9 мес. 2017 года – 17,57 млрд. рублей). По итогам 12 месяцев прогнозный объем по оценке Минэкономразвития Камчатского края составит в два раза больше – 40 млрд. рублей.

В ближайшие годы мы ожидаем существенный прирост объема внебюджетных инвестиций от реализации проектов резидентов ТОР и СПВ за счет того, что от стадии проектирования они переходят к строительству.

Кроме того, в 2019 году должны быть поданы заявки на получение статуса резидентов ТОР компаниями «НОВАТЭК» и «Тата Пауэр». Напомню, с приходом этих крупнейших международных корпораций на Камчатку связана реализация проектов создания морского терминала по перегрузке сжиженного природного газа с арктических газовозов на обычные и освоения Крутогоровского месторождения каменного угля.

Эти проекты наряду со строительством нового аэровокзального комплекса компанией «Аэропорты регионов» имеют высокий мультипликативный эффект и послужат драйверами для развития экономики края. При этом есть новые амбициозные проекты в сфере туризма, добычи минерально-сырьевых и водных биологических ресурсов.

Уже сейчас на территории полуострова бизнес намерен реализовать более 240 инвестиционных проектов (196 из них – проекты резидентов ТОР и СПВ). Общий объём всех частных инвестиций превышает 300 млрд. рублей.

В ходе реализации внебюджетных инвестиционных проектов, которые стартовали в последние годы, в Камчатском крае накопительным итогом создано около 4 000 новых рабочих мест (3 981).

И наша задача – сделать все, что от нас зависит, чтобы инвесторы могли реализовать свои планы, а наши жители получили новые рабочие места, возможности для сопутствующего бизнеса и улучшения условий жизни на Камчатке.

Я говорю «мы», потому что сегодня особенно важно, чтобы каждый, кто задействован в этом процессе, был не сторонним наблюдателем, а частью большой эффективной команды, работающей на достижение главного результата – повышения качества жизни населения Камчатского края.

Повторюсь, сделано действительно многое. Но по факту – та, система, которую нам удалось выстроить, это только стартовая площадка для реализации более серьезных задач.

Ускоренное развитие регионов Дальнего Востока – один из наиболее важных приоритетов государства. Президент России Владимир Владимирович Путин акцентирует внимание на том, что для достижения этой цели важна последовательная и долгосрочная политика. Наша задача достичь 6-процентного экономического роста в год и уровня жизни дальневосточников, превосходящего среднероссийский.

  1. Для стабильного развития субъекта совместно с Министерством по развитию Дальнего Востока разработан один из новых инструментов – План социального развития центров экономического роста Камчатского края, который в этом году предусматривает строительство краевой больницы, стадиона «Спартак», а также переоборудование профессиональных училищ для повышения качества подготовки кадров. В этой связи обращаю внимание руководителей ведомств, ответственных за реализацию мероприятий Плана, на необходимость строго придерживаться утвержденных графиков выполнения работ.
  2. Также Правительству края предстоит принять активное участие в формировании Национальной программы развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года. Причем важно совместно с бизнесом определить 5-6 важнейших для края приоритетов и обеспечить продвижение этих инициатив по всем каналам – общественным и государственным. Заместителей Председателя Правительства Камчатского края прошу держать на контроле разработку региональной составляющей Программы и определить ответственных за эту работу должностных лиц.
  3. Отдельно хочу остановиться на вопросе реализации национальных проектов, в которых сведены основные задачи на ближайшие 6 лет – в экономике, развитии инфраструктуры и технологий, науки и социальной сферы. Часть этих задач направлена на улучшение делового климата и повышение конкурентоспособности предприятий напрямую – это малый бизнес, экспорт, цифровая экономика и повышение производительности труда; другой блок задач оказывает значительное влияние на развитие бизнеса через повышение уровня жизни населения – это здравоохранение, образование, городская среда, экология, автодороги, культура, магистральная инфраструктура.

Сегодня утверждены региональные составляющие федеральных проектов, подписаны необходимые соглашения и важно, чтобы в их реализации участвовали все заинтересованные стороны. В связи с этим руководителям региональных проектов необходимо создать экспертные группы, в том числе с участием бизнеса, или использовать действующие общественные советы для обсуждения хода реализации проектов и их своевременной корректировки.

  1. Еще один важный аспект нашей работы – Национальный рейтинг. Да, в 2018 году мы поднялись на 32 место. Но это не повод останавливаться на достигнутом, а, наоборот, стимул двигаться вперед, тем более, что резерв возможностей у нас для этого есть.

Конкуренция среди субъектов в рейтинге очень высока, зачастую «разрыв» между позициями составляет сотые процента, именно поэтому мы сконцентрировали свои усилия не столько на количестве тех или иных процедур, сколько на качестве предоставления государственных услуг, обратной связи и инвестиционного климата в целом.

Так, в 2018 году сокращены сроки получения разрешения на строительство с 102 до 90 дней, сроки подключения к электросетям с 78 до 63 дней. Многие государственные услуги переведены в электронный вид и оказываются через МФЦ  и портал госуслуг, проведена работа по улучшению инвестиционного законодательства, в том числе по созданию промышленных парков, заключению специальных инвестиционных контрактов и концессионных соглашений, упрощению получения мер поддержки, некоторые провайдеры снизили стоимость тарифов для малого и среднего бизнеса (стоимость интернета для камчатских предпринимателей, пользующихся услугами ПАО «Ростелеком» и осуществляющих свою деятельность в объектах коммерческой недвижимости, с 1 января 2019 года составила от 1300 руб до 6500 руб при скорости от 2 до 10 мегабит в сек. В 2018 году юридические лица платили почти в 5-6 раз больше: от 9600 руб до 30000 руб в месяц).

Совместно с бизнесом мы определили и основные «точки роста», к которым относятся:

  • качество и доступность услуг интернета для бизнеса;
  • эффективность услуг по технологическому присоединению к электросетям;
  • имущественная поддержка и создание бизнес-инкубаторов;
  • постановка земельных участков на кадастровый учет.

Сегодня по данным направлениям ведется активная работа, и важно, что и у власти, и у бизнеса есть понимание, как решать эти проблемы.

  1. Стоит отметить, что в прошлом году на Камчатке прошел целый ряд деловых событий и в целом, Правительством края создано достаточное количество совещательных органов и мероприятий, на которых бизнес может задавать свои вопросы открыто. Главным образом я имею в виду форумы предпринимателей и стратегические сессии по отраслям и по направлениям Нацрейтинга, по которым я получил положительные отзывы как со стороны бизнеса, так и со стороны федеральных ведомств. Что важно: эти встречи позволили перейти от констатации проблем к практической проработке вариантов их решения.

Теперь нужно, во-первых, тщательно проанализировать результаты и до 15 марта утвердить дорожные карты по итогам стратсессий (напомню, что до конца года необходимо предоставить отчеты об исполнении, в том числе перед бизнесом). А во-вторых, подготовить предложения по изменению федерального законодательства – такая возможность появилась у субъектов в рамках федерального проекта «Трансформация делового климата».

Ограничений, которые необоснованно затрудняют ведение бизнеса на Камчатке, достаточно много: и в строительстве, и в туризме, и в горнорудной промышленности. За примерами далеко ходить не нужно. Начиная с 44-го Федерального закона, заканчивая проблемами с лесным фондом. Наверняка наработки по этому направлению работы у вас есть. Поэтому поручаю всем органам исполнительной власти и органам местного самоуправления подготовить конкретные предложения по изменениям в федеральное законодательство в срок до 15 марта.

Еще пару слов о землях лесного фонда. Вопрос уточнения границ таких земель, действительно, достаточно важный, и он по-прежнему не решен в масштабах страны, поскольку для этого необходимо федеральное финансирование. Однако, несмотря на это, я прошу Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира совместно с Министерством имущественных и земельных отношений держать ситуацию на контроле и обеспечить максимально возможный объем таких работ в Камчатском крае.

Коллеги, хочу ещё раз акцентировать ваше внимание: цель предстоящих изменений – дать возможность бизнесу реализовывать проекты и внедрять новые технологии, что в итоге приведет к повышению качества жизни наших жителей.

Начиная с этого года именно качественные показатели будут дополнительно погружены в Национальный Рейтинг инвестиционной привлекательности территорий: это кадровый стандарт, количество номеров высшей категории в гостиницах; срок получения разрешения на ввод здания в эксплуатацию; работа Уполномоченного при Губернаторе по защите прав предпринимателей; состояние конкурентной среды; апелляция по оценке кадастровой стоимости; лицензирование алкогольной продукции.

Соответственно, органам исполнительной власти и местного самоуправления необходимо совместно с бизнесом провести анализ ситуации и подготовить предложения по данным направлениям в формате дорожных карт в срок до 1 мая. А Уполномоченному по правам предпринимателей, которому довольно успешно удалось включиться в решение проблем предпринимательского сообщества, в этом году нужно сформировать перечень конкретных предложений по изменению положений федерального законодательства, препятствующих созданию благоприятного делового и инвестиционного климата.

Административные барьеры и давление всегда лучше предупредить. На это сейчас делается ставка как на краевом, так и на федеральном уровне. Совместно с территориальными управлениями федеральных органов власти последние два года мы проводим работу по реформированию контрольно-надзорной деятельности. И в свете тезисов, озвученных Президентом в рамках послания Федеральному собранию, решению этой задачи должно быть уделено особое внимание.

Приоритетом для нас по-прежнему остается развитие малого предпринимательства. Результатом системной работы в этом направлении стала одна из лидирующих позиций Камчатки среди субъектов по количеству МСП на 1 тысячу жителей. Сейчас, начиная с 2019 года, нам необходимо создавать сервисно-ориентированную модель инфраструктуры. Эти задачи стоят не только в рамках Национального проекта «Малое предпринимательство», они в целом определены запросами предпринимателей.

Что мы вкладываем в эти изменения: это работа с  самозанятым  населением, формирование у молодежи предпринимательского мышления и развития бизнес-способностей, специальные меры поддержки для бизнеса, ориентированного на спорт и вовлечение людей с ограниченными возможностями, выпускников детских домов, отдельная программа по включению бизнеса в благоустройство территорий, изменение федерального законодательства, в том числе по северным коэффициентам (наши предложения вошли в Нацпроект, теперь до 25 марта нужно направить расчеты издержек бизнеса), новые инструменты поддержки приоритетных отраслей.

То есть система должна быть настроена на сопровождение бизнеса на всех этапах: от популяризации предпринимательской деятельности и зарождения идеи до выхода на экспорт.

Для доступа по принципу «одного окна» в марте начнет работать Центр «Мой бизнес», который должен объединить в себе все объекты инфраструктуры поддержи. Это фонды и центры: поддержки предпринимательства, инноваций социальной сферы, кластерного развития, поддержки экспорта, центр оказания услуг и т.д. Предприниматель должен получать все услуги на одной площадке с использованием электронных сервисов и CRM-системы. Через некоторое время работы Центра «Мой бизнес» мы проанализируем его эффективность, поэтому прошу бизнес активнее давать обратную связь. Могу уже сейчас привести положительный пример: региональный центр поддержки экспорта, созданный на базе КВЦ-инвест, разработал региональную торговую марку для предпринимателя из Соболевского района, который на дальневосточном гектаре выращивает иван-чай. Кроме торговой марки, разработан сайт на иностранных языках и определены рынки сбыта продукции. В итоге на Камчатке появился экспортный вариант экологичной продукции, в которой заинтересованы отечественные и иностранные покупатели. Такая концепция в полной мере соответствует поручению Президента в части производства и продвижения новых бизнесов под брендом «Чистой зеленой продукции», что для Камчатки является особенно актуальным.

Поэтому в рамках реализации национального проекта по экспорту поручаю органам исполнительной власти и местного самоуправления определить потенциальные экспортно-ориентированные продукты и услуги, разработать инструменты поддержки новых экспортеров и максимально использовать предпринимательскую инициативу в данном направлении.

Что касается инфраструктуры для бизнеса, отмечу, что многие проекты в крае сегодня реализуются при непосредственном участии Корпорации развития края, которая достигает установленных показателей и высоко оценивается зарубежными партнерами. За прошлый год количество проектов с зарубежным участием и инвестированием увеличилось в несколько раз. В основном это проекты в сфере минерально-сырьевого комплекса.

Считаю, что сейчас необходимо акцентировать внимание на качестве сопровождения инвесторов. В 2019 году на базе Корпорации должен быть создан проектный офис по сопровождению проектов с персональной ответственностью закрепленных менеджеров, с детальными дорожными картами и показателями эффективности. Прошу региональные и муниципальные органы власти также поддержать эту работу и включиться в единую систему сопровождения проектов.

Еще один важнейший для бизнеса вопрос – привлечение финансирования. В текущем году получили развитие программы льготного кредитования и лизинговой поддержки Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе под 6,5%. Не могу сказать, что программы легко реализуются на Камчатке. Конечно, требования высокие, но, думаю, мы пока не все сделали, чтобы бизнес узнал про возможность использования этих инструментов. Поручаю ИОГВ продолжить работу по обеспечению доступности кредитных ресурсов для нашего бизнеса.

В 2018 году мы столкнулись с проблемой прекращения Минсельхозом России льготного кредитования проектов по строительству тепличных комплексов. Однако, в рамках создания новых инструментов развития Дальнего Востока, сейчас мы совместно с Минвостокразвития прорабатываем возможность кредитования приоритетных проектов под 1%.

Отдельно хочу обратить внимание на необходимость цифровизации на региональном уровне. Это перевод в цифровую среду бизнес-процессов, административных процессов, внедрение единой геоинформационной системы Камчатского края, системы сопровождения инвестиционных проектов и системы взаимодействия с бизнесом (CRM), расширение функционала онлайн-систем для предпринимателей и инвесторов. Всем органам региональной и муниципальной власти необходимо в 2019 году активно включиться в эту работу и достичь ощутимых результатов.

В соответствии с моим поручением в конце 2017 года Правительством утвержден Стандарт деятельности исполнительных органов государственной власти Камчатского края, который устанавливает минимальные требования к работе отраслевых органов с потенциальными или действующими инвесторами. На основании оценки качества реализации мероприятий Стандарта сформирован рейтинг органов исполнительной власти по работе с инвесторами и малым бизнесом в курируемых сферах, который будет представлен на очередном заседании Инвестиционного Совета. В 2019 году считаю необходимым включить в методику рейтинга результаты анкетирования инвесторов, реализующих свои проекты на нашей территории.

Необходимо отметить, что в последние годы вектор диалога с бизнесом уверенно смещается на муниципальный уровень. Большинство проектов, особенно малого и среднего бизнеса, реализуется именно на этом уровне и необходимо сделать все, чтобы предприниматели не встречали на своем пути непреодолимые барьеры и затянутые сроки.

В прошлом году был сформирован инвестиционный рейтинг муниципальных образований. Лидерами стали Петропавловск-Камчатский городской округ и Елизовский муниципальный район, где создана нормативная база и реализованы необходимые организационные требования: осуществляется сопровождение инвестпроектов, проводятся заседания инвестиционных советов, реализуются концессионные проекты в сфере ЖКХ, организована работа с предпринимателями, обеспечено обучение специалистов. Хочу поблагодарить глав и сотрудников администраций за хорошую работу.

Главам МО необходимо в 2019 году своевременно исполнять не только поручения по созданию благоприятного инвестиционного и делового климата на своих территориях, но и вырабатывать свои подходы к сотрудничеству с бизнесом, вовлекая в эту работу всех сотрудников органов власти. Именно от вас зависит благополучие жителей, на которое ориентирована реализация проектов в муниципалитетах. Активнее внедряйте лучшие практики и будьте готовы к тому, что в 2019 году рейтинг будет дифференцирован на составляющие: инвестиционное гостеприимство, «тайный инвестор» и активность власти.

Стоит отметить вовлеченность бизнеса в работу по формированию благоприятного будущего инвестиционного климата Камчатского края, во многом этому способствовала активность общественных объединений предпринимателей – Деловой России, РСПП, ТПП.  Необходимо продолжить эту работу, масштабировать ее на муниципальный уровень и вовлекать большее количество участников.

Необходимость создания эффективной коммуникации с бизнесом определена уже достаточно давно. Это показывают и результаты Национального рейтинга, и наши внутренние опросы предпринимателей. Зачастую бизнес просто не знает о работе органов власти, о возможностях и преимуществах, мерах поддержки, созданных для предпринимателей. Органы власти в свою очередь не всегда могут определить актуальные проблемы и риски бизнеса, и, соответственно, не могут корректно расставить акценты, встроить свою работу по направлению «к бизнесу», а не «от него». В конце прошлого года, например, аналогичную ситуацию мы выявили в строительной отрасли.

Работу по направлению «Коммуникации с бизнесом» ИОГВ и ОМС поручаю выстроить системно и адресно, адекватно ситуации в той или иной отрасли: по отдельным направлениям, где количество предпринимателей является небольшим – проводить личные консультации на уровне руководителей органов власти. Необходимо использовать все возможные способы и средства, чтобы донести до бизнеса информацию о позитивных изменениях.

По вопросу подготовки наших управленческих кадров. Хочу отметить, что от качества подготовки региональной команды зависит, сможем ли мы освоить новые направления. Вместе с тем, от бизнеса в течение всего 2018 года продолжали поступать жалобы о некомпетентном и даже неуважительном обращении со стороны органов региональной и особенно муниципальной власти. Этот вопрос, несмотря на мои предыдущие поручения, пока в полной мере так и не удалось решить. Количество подготовленных специалистов, взаимодействующих с бизнесом, в большинстве случаев не достигает заданных 10%.

Прошу руководителей ИОГВ и глав МО поставить этот вопрос на личный контроль, обеспечить обучение сотрудников, в первую очередь, правильному диалогу и в ближайшее время направить в адрес Агентства инвестиций и предпринимательства планы на 2019 год по подготовке не менее 10% соответствующих специалистов.

В 2019 году я планирую в рамках своих визитов в МО посещать реализуемые инвестиционные проекты и проводить выездные заседания инвестиционных советов или советов по предпринимательству. Прошу ИОГВ и МО подготовить и направить в ближайшее время в адрес Агентства инвестиций и предпринимательства свои предложения по возможным объектам и мероприятиям в рамках таких визитов.

Уважаемые коллеги из региональных, муниципальных и федеральных органов власти, выстраивая нашу работу с бизнесом мы должны ориентироваться на существующие тренды, опыт регионов-лидеров Национального рейтинга, рекомендации администрации Президента РФ и Агентства стратегических инициатив, быть максимально открытыми к предпринимателям. У Камчатки есть все возможности, чтобы занимать лидирующие позиции и быть успешным субъектом в непростой конкурентной ситуации. Мы с вами должны грамотно использовать наши преимущества и обеспечить высокий экономический рост и благополучие граждан.

Благодарю за внимание!

Владимир Илюхин
Губернатор Камчатского края

Инвестиционное послание Губернатора Камчатского края 28.02.2019
Размер: 150.5 KB, дата загрузки: 01 Мар. 2019, скачано: 263
Инвестиционное послание Губернатора Камчатского края 19.12.2017
Размер: 105.4 KB, дата загрузки: 01 Мар. 2019, скачано: 74
Инвестиционное послание Губернатора Камчатского края 20.12.2016
Размер: 116.8 KB, дата загрузки: 01 Мар. 2019, скачано: 69