О Камчатке Сервисы Проекты Площадки Стандарт О корпорации Инвесткарта Журнал Медиа Мероприятия ГЧП En
Поделиться
Назад
Мнения Ольга Курилова: «Путь инвестора, который живет в регионе, который заходит в регион, должен иметь предельно прозрачный вектор движения»
Поделиться

Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) сегодня реализует несколько масштабных программ федерального значения, связанных с экономикой, бизнесом, управлением, образованием, социальной сферой, благоустройством городской среды. В число ключевых инициатив АСИ входит ежегодно формируемый Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Он фиксирует качество усилий региональных команд по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и повышения деловой активности на территориях. О том, как повлиял Нацрейтинг на инвестиционный потенциал Дальнего Востока, какие задачи позволил решить, и какие проблемы он высветил, рассказала нашему корреспонденту руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в ДФО Ольга КУРИЛОВА.

Ольга Курилова. Фото Натальи Мироновой

Разрешение на строительство, как полет на Марс

Корр.: Ольга Сергеевна, пилотное подведение итогов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ состоялось в 2014 году. Предстоящий рейтинг, результаты которого по традиции обнародуются на Международном Петербургском экономическом форуме, имеет статус юбилейного. В текущем году Агентство стратегических инициатив подведет итоги усилий регионов по наращиванию инвестиционной активности в десятый раз. Каковы главные изменения, произошедшие за этот период в условиях работы дальневосточного бизнеса?

О. Курилова: Вы правы, рейтингу 10 лет. Путь пройден огромный. Сегодня многие регионы ДФО по разным направлениям инвестиционной деятельности, повышения деловой активности сформировали лучшие практики, которые перенимают территории, из первых строчек Национального рейтинга. Да и сами дальневосточные субъекты, как например Сахалинская область, занимают в нём высокие места.

В стартовые годы проведения рейтинга часть экспертов сомневалась в целесообразности подключения к его участию регионов ДФО, мотивируя свою точку зрения их географическим положением, значительной удаленностью от центра страны, другими социально-экономическими особенностями. Наши контраргументы состояли в том, что рейтинг замеряет практику правоприменения федерального законодательства, которое обязательно для всех территорий вне зависимости от их географического положения, численности, социальных и экономических условий. Закон должен работать повсеместно. Как вы понимаете, таким аргументам трудно возражать.

Объективность требует, конечно, признать, что в первые три – четыре года возникали трудности с интеграцией в рейтинг некоторых дальневосточных регионов в силу их малочисленности, возможно, и неуверенности управленческих команд в способности на равных соревноваться с экономически развитыми территориями. Но методология, предложенная АСИ для Нацрейтинга, сделала реальной и объективно оцениваемой такую состязательность.

Для нас это особенная гордость. Достаточно сложно сопоставить Приморье и Чукотку, не говоря уже о сравнении Чукотки или Магаданской области с промышленными регионами Сибири, Урала, центра страны. АСИ благодаря методологии и четкой математике удалось рассчитать показатели рейтинга так, что они позволяют объективно оценивать инвестиционную деятельность всех без исключения российских территорий, проецировать на все регионы единый экспертный подход. 

Сегодня можно смело говорить о кардинальной позитивной трансформации всей регуляторной среды. 

Когда мы начинали рейтинг, у нас разрешение на строительство со всеми сопутствующими ему дополнительными процедурами растягивалось на 600 – 800 дней. Представляете, на два с половиной года! Сейчас о таких поистине астрономических сроках, равных времени полета космического аппарата от Земли до Марса, речи вообще не идет. Благодаря деятельности Минстроя РФ, региональных команд, проводимой в тесном взаимодействии с АСИ, экспертами, бизнесом сегодня самый длительный срок получения разрешения на строительство составляет около 160 суток.

Корр.: Очевидно сокращение в 4 – 5 раз…

О. Курилова: Подобную динамику мы фиксируем и по другим направлениям. Если взять процедуры, связанные с подключением к электросетям, то мы констатируем полное изменение федерального законодательства. Техприсоединения к линиям мощностью от 15 до 150 кВт предпринимателям в среднем приходится ожидать 40 – 50 дней. В незначительном числе регионов этот срок может увеличиваться до 100 дней, но теперь такой показатель рассматривается как тревожное исключение из общего правила. А еще совсем недавно 100 дней оценивались как очень неплохой результат, правилом являлись 400 – 500 суток. 

Мы начинали с 60 дней регистрации собственности. Сегодня она сократилась до пяти. И это один из лучших показателей во всей мировой экономике. Предельно снизились сроки и объём процедур, связанных с регистрацией предприятий. В 2014 году она занимала 20 – 21 день. Предпринимателю требовалось посетить Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, другие структуры. Сегодня инвестору ходить никуда не требуется. Сервис Госуслуг позволяет зарегистрировать юридическое лицо за трое суток. Раньше эта процедура имела характер марафона с непредсказуемым финишем.

Изменилась нормативная база получения документов для ведения лицензируемой предпринимательской деятельности, скорость прохождения административных процедур возросла кратно. Предприниматели отмечают, что раньше им по году, в лучшем случае по шесть месяцев, приходилось «заходить» в образовательную лицензию. Сегодня в рамках Нацрейтинга получение образовательной лицензии мы вообще не замеряем. По ней все процедуры прозрачны и понятны, регламентированы четким временным интервалом.

Говоря о значительных позитивных сдвигах в регуляторной сфере, я базируюсь не только на статистике, которая поступает в наше распоряжение, но, в первую очередь, на совокупном мнении бизнеса. Опросы предпринимателей-респондентов, развернутая обратная связь с деловым сообществом, позволяют нам опираться на их точку зрения. Бизнес отмечает, что регуляторная среда теперь в значительно большей степени учитывает интересы инвестора, государство в части его касающейся, за истекшие 10 лет стало оказывать услуги быстро, комфортно, понятно, особенно там, где в МФЦ работают специализированные сервисы для бизнеса. 

Можно также говорить о солидарной точке зрения делового сообщества в пользу позитивных изменений и по такому сверхактуальному вопросу как доступность кредитных ресурсов. Финансовая поддержка инвестиционной деятельности возросла, хотя по-прежнему остаются вопросы к объёмам кредитования, но повсеместно отмечается увеличение доступности займов, расширение по ним льготных программ. 

Возросли оценки предпринимательским сообществом доступности недвижимости, необходимой для бизнеса, возможности аренды площадей, которые предоставляют территории субъектам МСП. Еще в 2017 году бизнес выражал отчетливое недовольство этой услугой. Оценки доступности аренды площадей колебались в диапазоне от одного до полутора баллов. По итогам прошлого года оценка поднялась до трех баллов. Это очень высокий показатель. 

Перечисленные выше тенденции характерны и для Камчатского края. За последний период на полуострове также повысилась удовлетворенность регионального бизнеса качеством дорожной и телекоммуникационной инфраструктур. Еще совсем недавно предприниматели Камчатки высказывали на этот счет немало нареканий. Последние же опросы фиксируют повышение бизнесом оценок качества телекоммуникационных услуг и дорожной сети во всей её совокупности: не только в контексте комфортности поездок по населенным пунктам. Позитивные отзывы предпринимательского сообщества распространяются на паркинги, дороги к торговым центрам и промышленным площадкам, освещенности дорог. 

Отдельного упоминания заслуживает активный процесс создания в макрорегионе широкого спектра инженерной инфраструктуры для бизнеса, инвестиционной деятельности в рамках преференциальных зон. В нашем случае это территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, а в Магаданской области – еще и особая экономическая зона. Бизнес высоко оценивает эффективность запущенных в рамках ДФО преференциальных механизмов, которыми инвесторы активно пользуются на протяжении последних 5 – 6 лет. Я веду отсчет не от даты принятия соответствующих законов, а с момента, когда меры стимулирования деловой активности в ДФО стали реальным фактором поддержки предпринимателей, в том числе и по такому направлению, как формирование инженерной инфраструктуры для резидентов ТОР. 

Важно напомнить, что создаваемой инфраструктурой, если говорить о дорогах, электрических сетях, очистных сооружениях, беспрепятственно пользуются население и бизнес, не имеющий статуса резидента преференциальной зоны.

Учить муниципалитета уважать инвестора

Корр.: Трудно с вами не согласиться. Только в рамках обеспечения резидентов ТОР «Камчатка» транспортной сетью и инженерной инфраструктурой предусмотрено выделение федеральным и региональным бюджетами 17 миллиардов рублей. К этому следует еще добавить создание инфраструктуры за счет государственных средств для программ «Дальневосточный квартал», «Дальневосточный гектар»... Но давайте снизим мажорный градус нашей беседы. Никак не дезавуируя все то, о чём мы говорили выше, предлагаю рассказать читателям и об инвестиционной «ахиллесовой пяте» дальневосточных регионов.

О. Курилова: Проблем, конечно, остается немало. Позитивная динамика по всему периметру регуляторной среды в регионах ДФО, как я уже отмечала, очевидна и значительна. Но все-таки сроки подключения к инженерным коммуникациям, продолжительность разрешительных процедур мы сокращаем медленнее, чем это происходит в субъектах Федерации, входящих в ТОП-20 Национального рейтинга. И Камчатскому краю, в числе других территорий, есть над чем в этом направлении работать. 

Остаются вопросы и по поводу ввода в эксплуатацию объектов, а также прозрачности предоставления земельных участков инвесторам в аренду. По перечисленным процедурам ДФО несколько уступает средним российским показателям. Учитывая же объём и качество преференций, которыми располагает дальневосточный бизнес, страна от нас вправе ожидать опережающих результатов. 

И мы видим, что такая динамика достижима. Примером тому служат Сахалинская и Амурская области. По ряду показателей к ним примыкает и Камчатский край. Требуется масштабировать лучшие практики на все регионы ДФО, чему может способствовать слаженная и заинтересованная деятельность всех органов, от которых зависит решение поставленной задачи.

Это один момент, на котором бы мне хотелось остановиться. Второй – касается завершения перевода в цифровой режим всех процедур для бизнеса, переход инвестиционных агентств, корпораций развития к реальному формату «одного окна». Электронный документооборот обеспечивает скорость, прозрачность требуемых операций, освобождает их от субъективизма. «Одно окно» обеспечит эффективный контроль прохождения пакета документов со стороны структур, объективно нацеленных на эффективность инвестиционной деятельности на территории. 

В целом ряде регионов цифровизация процедур приобрела необходимый масштаб. К сожалению, на некоторых территориях вопросы водоснабжения, водоотведения решаются архаичным порядком, требующим личного обращения инвестора в ресурсоснабжающую организацию. Предпринимателю приходится неопределенное время ждать очереди рассмотрения пакета документов, а потом и самой физики подключения. 

Вы понимаете, что, если объект – жилой дом, предприятие, торговый центр, склад возведен, а к воде не подключен, то не может идти и речи о вводе его в эксплуатацию. Соответственно, объект нельзя поставить на кадастровый учет, муниципалитет не получает налоги, бюджет теряет доходы, динамично развивающийся проект превращается в долгострой, бизнес несет убытки…

Путь инвестора, который живет в регионе, который заходит в регион, должен иметь предельно прозрачный вектор движения с четкими, не подлежащими корректировке, временными параметрами прохождения разрешительных процедур, присоединения к инженерным коммуникациям. Алгоритм действий бизнеса при такой ситуации окажется логичен и предсказуем: мне все понятно, искусственные препятствия отсутствуют, а я со своей стороны гарантирую, что в оговоренные сроки возведу объект, начну его эксплуатацию и выплату налогов. 

Корр.: Вы упомянули о длительных сроках предоставления земельных участков, что является прерогативой муниципалитетов. Корпорация развития Камчатки при сопровождении деловых инициатив именно на этом отрезке предынвестиционной стадии реализации проектов чаще всего сталкивается с процессами торможения…

О. Курилова: Я понимаю, о чем вы хотите сказать. Да, сегодня стоит очень важная задача подключения к эффективному взаимодействию с инвесторами муниципалитетов. Многие вопросы роста деловой активности лежат в плоскости их деятельности, и это подтверждают предприниматели, не исключая Камчатский край. Региональные команды уже научились работать с бизнесом. Через них инвестор заходит на территории, а дальше он спускается на муниципальный уровень. Там земля, там комплекс разрешительных процедур. С муниципалитетами связаны документы территориального планирования и многое другое. Бизнес очень зависим от этого уровня власти. 

Поэтому сегодня необходимо усилить внимание муниципалитетам, учить их работать с инвестором, уважать его, переводить взаимодействие местных органов власти с бизнесом в регламентированную систему, подлежащую контролю. 

Вы упомянули о работе Корпорации развития Камчатского края. Мы внимательно следим и за её деятельностью, и за работой региональных институтов развития других субъектов ДФО, делаем «контрольные закупки». И по этому направлению динамика за 10 лет существенная. Если раньше бизнес даже не знал, где такие институты развития находятся, то теперь очевидно стремление инвесторов заручиться их поддержкой, заключить соглашение о сопровождении проекта, получить образовательную, консультационную и другие виды услуг.

К предпринимателю пришел контролёр...

Корр.: Ольга Сергеевна, одним из проблемных вопросов, долгое время волновавших деловое сообщество ДФО, оставалось административное давление на бизнес. Последняя статистика свидетельствует о снижении контрольно-надзорных мероприятий в отношении предпринимателей. На Камчатке они сократились в 4 с половиной раза. А как вы оцениваете ситуацию с контрольно-надзорной деятельностью в макрорегионе?

О. Курилова: Увы, в сравнении со среднероссийскими значениями ДФО несколько проседает по показателю административного давления на бизнес, хотя позитивные изменения несомненны.

Последняя статистика контрольно-надзорных мероприятий, действительно, свидетельствуют о снижении контрольно-надзорных мероприятий, в том числе по Камчатскому краю. Результаты недавних замеров существенно отличаются от показателей последних трех лет. В регионе сократилось количество контрольно-надзорных мероприятий. По нашим данным, субъекты предпринимательской деятельности в течение прошлого года не более одного раза подвергались проверкам. Доля компаний, которые сталкивались с административным давлением, с более чем 30 процентов сократилась до 20. 

Наши замеры подтверждает и Рейтинг административного давления на бизнес – 2022, который формирует уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов. В нём Камчатский край занимает 17 место, соседствуя с Сахалинской областью, которая расположилась строкой выше.

В целом по Дальнему Востоку есть улучшения и по такому показателю административного давления на бизнес, как «доля предупреждений от общего числа наказаний». Но существующая здесь динамика нас не удовлетворяет. Предупреждения составляют 46 процентов от общего числа наказаний. Следовательно, большая часть наказаний все-таки выпадает на штрафы. Здесь точно есть над чем работать. 

Мы все прекрасно знаем, что экономические, инвестиционные процессы в 2020 – 2021 годах предельно осложняла коронавирусная пандемия, а в минувшем году работу российского бизнеса затруднил беспрецедентный санкционный прессинг коллективного Запада. Ослабление административного давления на бизнес на этом фоне говорит о том, что на многих территориях региональные команды во главе с губернаторами и бизнес работают как единый организм. Такое взаимодействие позволяет быстро решать возникающие проблемы, в том числе по рассматриваемой проблеме, на месте, не обращаясь к федеральным арбитрам. 

Примеры – Сахалинская и Амурская области, Хабаровский край. В них созданы институты урегулирования проблем. Мы видим такую тенденцию в принципе по всему дальневосточному региону, что очень радует.

И все-таки, констатируя снижение административного давления на бизнес в ДФО, я вынуждена говорить о среднестатистических показателях. Среди 11 дальневосточных субъектов, есть регионы, которые по этому показателю до сих пор нас тянут вниз. Среди них Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, частично Магаданская область. Поэтому ДФО и несколько проседает на фоне общероссийской статистики. 

Анализируя проблему административного давления на бизнес, нельзя обойти вниманием и работу контрольно-надзорных органов. В России действует мораторий на плановую проверку бизнеса. Но действующий порядок не воспрещает проведение внеплановых проверок, как писалось ранее «по просьбам трудящихся», чем и пользуются контрольные органы, кстати, не всегда фиксируя результаты визитов в компании на официальных сайтах своих структур. 

Мы же располагаем рядом примеров, когда жалобы используются нечистоплотными предпринимателями как один из способов недобросовестной конкуренции. Можно сообщить накануне Нового года в МЧС, что магазин, реализующий пиротехнику, нарушает правила её продажи. Органы пожарного надзора вынуждены реагировать. Магазин из-за проверки закрывается на неопределённый срок. Автор жалобы, реализующий аналогичную продукцию, фиксирует резкий рост продаж. 

Отмечаются и более тревожные примеры, когда контрольные органы, организуя внеплановые проверки, выступают слепым орудием рейдерских захватов, банкротств и т.д.. Я считаю, что практика организации внеплановых проверок нуждается в более четкой правовой регламентации с выявлением адресности заявителя и причин жалобы. 

Есть необходимость и конкретизации такого понятия, как риск-ориентированный подход к организации проверок, который выводит из-под действия моратория на контрольно-надзорные мероприятия часть бизнеса. Надо четко понимать, какие виды предпринимательской деятельности охватывает регламент риск-ориентированного подхода.

Вообще проблема снижения административного давления на бизнес – тема отдельного большого разговора, давайте вернемся к ней в следующем интервью.

Конкуренция в регионах за место в нацрейтинге растет

Корр.: С удовольствием принимаю ваше предложение, Ольга Сергеевна. А в завершение сегодняшнего интервью позволю себе несколько провокационный вопрос. Наши читатели хорошо помнят, что еще в 2017 году глава государства поставил задачу субъектам ДФО войти к 2020 году в ТОП-30 Нацрейтинга инвестиционной привлекательности. Минул год 2022-й, а указание Президента РФ не выполнено. Есть ли этому объяснение.

О. Курилова: Я бы не стала столь категорично утверждать, что указание главы государства не выполнено. Когда ставилась задача дальневосточным регионам войти в ТОР-30, в значительно большей степени, чем количественные параметры, имелись ввиду показатели качественные. Иными словами от субъектов ДФО требовалось научиться работать с инвесторами, с бизнесом на уровне высоких российских стандартов, адаптировать к своим условиям лучшие отечественные практики. И по этим значениям дальневосточные регионы поставленную им задачу в основном выполнили. Я уже упоминала, что наши практики работы с инвесторами берутся на вооружение многими российскими регионами. 

В минувшем году в ТОП-10 ворвался Сахалин. В тридцатке остаются Камчатский край, Якутия, Амурская область, высокие позиции занимают Бурятия и Приморье. 

Позитивные изменения инвестиционного климата на Дальнем Востоке фиксирует и деловое сообщество. По крайней мере, в 2020 – 2021 годах, по нашим замерам, бизнес, определяя места для разворачивания новых производств, чаще всего фиксировал внимание на Урале, Сибири. В минувшем году ДФО стал более актуален. Надо сохранить и развить внимание инвестора к макрорегиону. У нас для этого существуют все предпосылки, как внутренние, так и внешние. Дальний Восток предлагает инвестору мощную развернутую программу преференциальных мер и льгот, у нас богатая сырьевая база, формируется современная инфраструктура. Вектор внешнеэкономических связей страны решительно переориентирован на Азию. Мы просто обязаны воспользоваться новыми возможностями. 

Сегодня все субъекты РФ понимают роль и значение Национального рейтинга инвестиционной привлекательности. Конкуренция между регионами очень жесткая. Места территорий в итоговом списке разделяют не десятые, не сотые, а тысячные доли балла. Учитывая такой незначительный отрыв, Агентство стратегических инициатив в минувшем году категорировало регионы по группам. Для более полной и объективной фиксации увеличено количество показателей, по которым ведутся замеры инвестиционного климата территорий. Мы начинали с 44 параметров. Сегодня их 67. В текущем году предстоит замер качественных характеристик внедрения в субъектах РФ нового регионального инвестиционного стандарта. Одним словом, конкуренция возрастает. Желаю всем дальневосточным регионам улучшить свои показатели в Национальном рейтинге.

Другие материалы
Блог Корпорации развития Камчатки Воспитанники клуба «Сфера Б» присматриваются к большому бизнесу
Клуб юных предпринимателей Корпорация развития Камчатки деловая игра "Снежинки"
Отраслевой обзор Камчатская авиация: ключевой приоритет безопасность
Корпорация развития Камчатки Международный аэропорт Петропавловска-Камчатского Камчатское авиационное предприятие
История успеха Абу-Даби, ORЁLEXPO-24, бизнес, дикое достояние Камчатки, а также единство и борьба противоположностей
Сергей Ярцев Корпорация развития Камчатки ООО «Один охотник" экологические мероприятия