О Камчатке Сервисы Проекты Площадки Стандарт О корпорации Инвесткарта Журнал Медиа Мероприятия ГЧП En
Поделиться
Назад
Мнения Западные санкции осложнили работу бизнеса, но и открыли перед ним новые возможности
Поделиться

Первоначальная тема интервью с известным камчатским предпринимателем Олегом КУЦ о том, как экономические санкции консолидированного Запада повлияли на работу возглавляемых им предприятий, ожидаемо дополнились диалогом и по другим вопросам, в той или иной степени актуальным для делового сообщества региона. Впрочем, они интересны, всем жителям края. Уже хотя бы по той причине, как неоднократно подчеркивал в ходе нашей беседы Олег Владимирович: только успешное развитие бизнеса, высокая деловая активность способны в современном обществе создать высокий и комфортный уровень жизни для всего социума.

Олег Куц (слева) и первый заместитель генерального директора КРКК Марк Балясный обсуждают реализацию инвестиционного проекта на площадке ТРК «Паратунка».

КРК: Олег Владимирович, спустя 10 месяцев после начала глобального санкционного прессинга США и их союзников на российскую экономику можно сделать определенные выводы о результативности этого давления. На Камчатке, как известно, из-за жесткого эмбарго на поставки в РФ товаров, услуг и технологий не закрылось ни одного предприятия. Но у регионального бизнеса возникли определенные трудности. Не обошли они и вас…

О. КУЦ: Прежде, чем перейти к прямому ответу на ваш вопрос, необходимо сделать одно, я бы сказал, профессиональное отступление. Моя жизнь связана с дорожным строительством. Ему отдано более 40 лет. Свыше двух десятков лет проработал в тресте «Спецдорремстрой». Начинал мастером, трудился прорабом, начальником участка. Последующие двадцать лет занимался собственным бизнесом, развивал предприятие, строил и ремонтировал дороги. С наступлением пенсионного возраста решил отойти от активной деятельности в этой сфере.

Я остаюсь председателем Камчатского союза дорожников, который объединяет ведущие предприятия отрасли, консультирую коллег, оказываю посильную помощь в решении возникающих административных и хозяйственных проблем.

Как индивидуальный предприниматель сдаю в аренду принадлежащую мне дорожную технику. Я располагаю значительным и разнообразным парком машин и агрегатов, который постоянно пополняю. Многолетние партнерские отношения у меня сложились с голландской фирмой ALTCON. Она занимается ремонтом и реставрацией для последующей продажи обширной линейки дорожной техники. Сотрудничество с компанией до 2022 года меня вполне удовлетворяло. Сроков поставки они не срывали, приходила качественная техника, которая успешно эксплуатировалась на камчатских дорогах. 

Компания активно работала с российскими партнерами. Видимо, поэтому в её административный состав входили сотрудники, хорошо говорящие по-русски.

В декабре 2021 года я заключил с ALTCON контракт на поставку асфальтоукладчика Vogele. Компания прислала мне видеоотчет, подтверждающий завершение ремонта агрегата, предыдущая эксплуатация которого исчислялась всего 4 моточасами. Я перечислил фирме около 90 тысяч евро за сам автоукладчик и еще 10 с половиной тысяч евро за его доставку к месту назначения. Но тут Запад включил механизм санкций, и мои надежды получить технику, как обычно, месяца через три после её отправки из-за рубежа, растаяли. Деньги фирма возвращать отказалась. 

Я обращался к российским и голландским органам власти. Они с пониманием отнеслись к моей проблеме, посоветовали дождаться окончания санкционного режима. Понимая, что он продлится долго, я обратился в Торгово-промышленную палату РФ. Её сотрудники предпринимают доступные им меры воздействия на зарубежных партнеров, но результата усилия ТПП пока не приносят.

Решить проблему также пытается нанятый мной русскоговорящий юрист, работающий в Голландии. Есть определенная надежда, что через механизмы параллельного импорта все же удастся получить асфальтоукладчик. В случае неудачи я рискую быть оштрафованным органами валютного контроля. Я должен перед ними отчитаться за получение товара или вернуть из-за рубежа деньги. Пока удалось продлить сроки контракта с голландскими партнерами. Полагаю, что и они несут серьезные убытки из-за прекращения поставок в Россию, но и наши зарубежные партнеры на уровне среднего и даже крупного бизнеса ничего радикально решить не могут. В данный момент за хранение техники, которая после оплаты де-юре перешла в мою собственность, ежедневно ALTCON выставляет счет на 50 евро.


КРК: Западные санкции внесли коррективы в реализацию еще одного вашего инвестиционного проекта, не связанного напрямую с дорожным строительством…

О. КУЦ: Возглавляемое мной общество с ограниченной ответственностью «Автоклининг» осенью 2022 года в Петропавловске-Камчатском, на улице Лукашевского, 29/1, ввело в эксплуатацию здание автомойки. Планировалось установить в ней бельгийское оборудование, которое обеспечивает высочайшее качество комплексных услуг. Мы провели маркетинговые исследования, но не успели заключить контракт, возможно, к счастью. Ведем поиски аналогичного по качеству и производительности оборудования, такого, чтобы автолюбитель получал удовольствие от предоставленных ему услуг. Надеюсь, что в 2023 году мы введем автомойку в эксплуатацию. 

Подводя итоги вопросам о негативном воздействии западных санкций на бизнес, мне хочется напомнить ту оценку, которую им дал Владимир Путин, отвечая недавно на вопросы журналистов. Я не берусь передать её дословно, но суть сводится к тому, что организаторы прессинга надеялись на крах российской экономики, но её самочувствие сегодня лучше, чем у многих стран из G20.

Еще одну оценку текущей ситуации со стороны главы государства могу привести дословно. Выписку я сделал, готовясь к интервью: «Санкционные ограничения поставили перед нашей страной много непростых задач: возникли проблемы с комплектующими, дефицит технологических решений, нарушена привычная логистика. Но, с другой стороны, это открывает новые возможности, является стимулом к построению экономики, обладающей полным, а не частичным технологическим, производственным, кадровым и научным суверенитетом».

В рамках этой формулы стараюсь действовать я и многие мои коллеги.

Есть смысл сказать еще несколько слов о проекте ООО «Автоклининиг». Он имел статус резидента свободного порта Владивосток, и я убедился, что меры поддержки в рамках дальневосточных преференциальных режимов эффективны и содержательны.


КРК: Лично вы, какими мерами поддержки воспользовались?

О. КУЦ: Когда я приступал к реализации инвестиционного проекта, статус резидента СПВ еще предполагал получение земельного участка без торгов. И мне, действительно, передали его без всяких бюрократических проволочек. Также без задержек и получил разрешение на строительство, и мы возвели здание в сроки, предусмотренные инвестиционным соглашением между компанией и Корпорацией развития Дальнего Востока. Кстати, нельзя не отметить высокие профессионализм и ответственность сотрудников КРДВ и Корпорации развития Камчатки, которые сегодня функционируют как единый региональный институт поддержки инвесторов и, на мой взгляд, успешно реализует стоящие перед ним задачи. 


КРК: Олег Владимирович, есть ли взаимосвязь между успешным опытом реализации проекта в статусе резидента СПВ и вашей новой инвестиционной инициативой теперь уже на площадке территории опережающего развития «Камчатка»?

О. КУЦ: Такая связь, конечно, есть. Когда ко мне обратилась группа молодых предпринимателей, разрабатывающих проект гостинично-развлекательного комплекса, за помощью в реализации инвестиционной инициативы, я предложил опираться именно на меры, аккумулируемые статусом резидента ТОР. 

Мы зарегистрировали предприятие, сформировали бизнес-план, подали заявку в КРДВ Камчатка на получение земли на площадке туристско-рекреационного кластера «Паратунка». К тому участку, который предположительно станет местом реализации нашего проекта, на средства федерального бюджета проложена дорога, частично подведены инженерные коммуникации. Нам обещают определенный объём термальной воды за счет ресурсов Верхне-Паратунского месторождения. Инвесторам остается только построить сам комплекс. Кроме возведения гостиницы и кафе проект предполагает создание комплекса бассейнов с термальной водой, оборудованный горнолыжный спуск, парк снегоходов и квадроциклов для прогулок по живописным местам в районе долины реки Паратунка и Вилючинского перевала.

Инвестиции в проект составляют около 200 миллионов рублей. Я надеюсь, что наш комплекс займет достойное место среди объектов современной туристической индустрии Камчатки.


КРК: В недавнем интервью газете «Камчатское время» вы рассказывали о внедрении в дорожном строительстве Камчатки новых технологий, для обучения которым вы направляли специалиста в Соединенные Штаты Америки. Он стажировался уже после введения санкций?

О. КУЦ: Нет, это произошло раньше. Наш специалист обучался работе на специальной технике, вникал в тонкости технологий нанесения на дорожное покрытие битумных эмульсий, одна из которых носит название «сларри сил». Она сегодня активно применяется и в России, в том числе, на дальневосточных трассах. Но мы послали сотрудника именно в США, потому что они на сегодняшний день являются законодателями моды в мировом дорожном строительстве. 

В 30-е годы прошлого века массовое дорожное строительство не только позволило Соединенным Штатам выбраться из великой депрессии, но в конечном итоге вывело экономику США в мировые лидеры. Сегодня и в России реализуются впечатляющие инфраструктурные проекты в этом транспортном сегменте. В текущем году в РФ построено и реконструировано более 1200 километров магистральных трасс. Отрадно, что и на Камчатке ведется активное дорожное строительство. 


КРК: Нашла ли применение в нашем регионе технология, которой обучался ваш специалист в США?

О. КУЦ: Пока нет. Технология сларри-сил предполагает нанесение на дорогу двухсантиметрового слоя холодного литого асфальтобетона для защиты основного полотна трассы. При этом используется щебень с особыми требованиями к его химическим и физическим параметрам. На Камчатке мы такого компонента асфальтобетона не нашли. Но я как председатель Союза дорожников Камчатки могу сказать, что мы эту технологию в течение двух – максимум трех лет запустим. 


КРК: Она увеличит стоимость дорожного строительства?

О. КУЦ: Совсем наоборот. Она ведет к снижению затрат. Межремонтный срок для дорожного покрытия на Камчатке составляет 7 лет. Из них 5 лет – гарантия, в течение двух последующих лет проводится ямочный ремонт, затем требуется замена дорожного полотна. Сроки, конечно, могут колебаться в зависимости от интенсивности дорожного движения, но оно у нас на трассах с твердым покрытием повсеместно высокое. 

Хорошо известно, что Камчатка входит в число российских регионов-лидеров по количеству автомобилей на душу населения, что мы, естественно, воспринимает как факт позитивный. Но полуостров лидирует и по другому показателю. На Камчатке самое большое в стране количество транспорта на километр асфальтированных трасс. А это уже факт негативный. Край катастрофически нуждается в расширении сети асфальтированных дорог. 

Сегодня эта проблема активно решается. Вновь обращусь к статистике. Камчатка входит в десятку российских регионов, в которых наиболее успешно реализуется национальный проект «Безопасные и качественные дороги». Новые технологии заметно интенсифицируют этот процесс. Сларри-сил позволит увеличить межремонтные сроки на два – три года, минимум.

Позволю себе добавить еще один штрих в наш разговор по теме новаций в автодорожном строительстве. Возглавляемая мной компания неоднократно становилась пионером этого направления. В 2012 году я и мой друг Валерий Лямин первыми привезли на Камчатку закупленный в США ресайклер – технику, предназначенную для реконструкции дорог через переработку старого асфальтного покрытия. Тестовые работы мы проводили в 2013 году на участке протяженностью 4 километра в районе Николаевки трассы Елизово – Паратунка. Прошло более 9 лет, и до сих пор дорога находится в удовлетворительном состоянии. 


КРК: Вы высоко оценили эффективность дальневосточных преференциальных режимов, однако, как следует из одного из ваших публичных выступлений, считаете необходимым проведение донастройки государственных мер поддержки бизнеса. Какие направления вы считаете необходимым усилить?

О. КУЦ: На самом деле мы имеем широкий, развернутый спектр федеральных и региональных мер поддержки бизнеса, инвестиционных процессов. Важно о них знать и уметь ими пользоваться. И эту задачу информирования бизнеса по мерам поддержки, насколько я могу судить, успешно реализует региональный институт развития, объединивший КРКК и КРДВ Камчатка, который возглавляет Марина Якутова. Но все же есть направления, которые требуют донастройки.

Если говорить о нашей отрасли, то, как мне кажется, необходимо сформировать региональную программу подготовки кадров. Дорожное строительство катастрофически нуждается в механизаторах, представителях других профессий. Современная прокладка дорог, их ремонт, реконструкция – сложный технологический процесс, требующий привлечения специалистов высоких квалификаций. От процесса подготовки кадров не должен стоять в стороне и бизнес. Возможно, нам следует масштабировать опыт Быстринской горной компании, сумевшей привлечь для подготовки специалистов профильных направлений на базе Камчатского политехникума кроме частных средств ресурсы федерального и регионального бюджетов.

С дорожниками могут скооперироваться строители, аграрники, коммунальщики, которые также остро нуждаются в механизаторах. 

Второе направление донастройки мер поддержки бизнеса я вижу в необходимости фундаментального пересмотра закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», больше известного, как 44-ФЗ. Сегодня он не удовлетворяет ни заказчиков, ни исполнителей. О причинах фрустрации можно говорить долго по десяткам пунктов. Сегодня к закону вполне применима поэтическая оценка Николая Некрасова отмены крепостного права: «распалась цепь великая, распалась и ударила – одним концом по барину, другим – по мужику», в нашем случае – по заказчику и исполнителю. 44-ФЗ сковывает возможности бизнеса, приводит к припискам, искусственному занижению качества работ и множеству других негативных моментов.

Хочется также сказать о необходимости пересмотра отношения контролирующих органов к предпринимателям, финансовые нарушения в деятельности которых воспринимается априори. Нуждаются в трасформации, на мой взгляд, ряд положений Налогового кодекса РФ. Все это темы отдельного большого разговора, требующ привлечения широкого круга экспертов, юристов и предпринимателей, работающих в реальных секторах экономики.

Другие материалы
Блог Корпорации развития Камчатки «Росатом» и «НОВАТЭК» готовятся открыть в восточной Арктике круглогодичную навигацию
Северный морской путь Корпорация развития Камчатки круглогодичная навигация в Арктике порт-хаб
Мнения Меры поддержки бизнеса – не цель, а средство развития региона
Законодательное Собрание меры поддержки инвестиции
История успеха ООО «Камчаттралфлот» готовится к реализации новой инвестиционной инициативы
Корпорация развития Камчатки Марк Балясный Камчаттралфлот развитие рыбохозяйственного комплекса