На состоявшемся в понедельник оперативном заседании Правительства РФ глава кабинета Михаил Мишустин информировал о новых мерах стимулирования строительства рыбопромыслового флота. На эти цели дополнительно выделяется 3 миллиарда рублей. Средства предназначены «российским организациям на возмещение части затрат на создание судов на верфях Дальневосточного федерального округа. Всего в течение трех лет здесь со стапелей должны сойти 13 краболовов, а эти средства помогут ускорить спуск на воду 7 из них».
Как сообщил премьер-министр, «из-за санкций строительство судов идет с опозданием, ограничения касаются в первую очередь запасных частей, оборудования».
В информации Правительства РФ не сообщается об ускорении строительства каких именно судов идет речь. Нельзя исключать, что в их состав войдет и краболов для камчатской компании «Алестар». Он заложен по программе «квоты под киль» на находкинском судоремонтном заводе еще в 2020 году. На новом краболове будет работать около 25 человек, валовая вместимость судна составит 1 550 регистровых тонн, а скорость - 12 узлов. Изначальная стоимость судна по контракту составляла 1 миллиард 693 миллиона рублей.
Программа стимулирования строительства промыслового флота в России через механизм инвестиционных квот начала действовать в 2017 году. Дополнительные лимиты на добычу морепродуктов выделялись предприятиям, реализующим инвестиционные программы, которые предполагали строительство новых судов и создание береговых перерабатывающих предприятий.
До принятия этой программы к началу 2000-годов возраст 90 процентов российского добывающего флота, который вел промысел на Дальнем Востоке и на северо-западе страны, превышал 20 лет. В основном компании пополняли судовой состав, приобретая траулеры и сейнеры за рубежом. Большинство из них также имело очень приличный возраст и плачевное техническое состояние, что стало причиной нескольких трагедий с человеческими жертвами. Катастрофическое положение с обновлением промыслового флота вело к снижению продуктивности промысла и падению производительности труда.
С началом реализации программы инвестиционных квот, других государственных мер поддержки рыболовства ситуация в отрасли начала меняться. На Камчатке дополнительные лимиты на добычу морских биологических ресурсов под инвестиционные обязательства на первом этапе получили 14 компаний. Они взяли на себя обязательства построить 8 перерабатывающих заводов и 24 промысловых судна различного класса. Инвестиции в береговые производственные мощности составляли 12 миллиардов рублей и 23 миллиарда – на флот.
На конец минувшего года на Камчатке в строй действующих вошли семь предприятий и три средних траулера-сейнера. Региональным лидером по обновлению промыслового флота стал колхоз имени Ленина. Для него калининградским заводом «Янтарь» построено три уже упоминавшихся судна. Там же готовится спуск на воду 120-метрового супер-траулера «Виктор Гаврилов», который, как планируется, пополнит промысловый флот колхоза имени Ленина в 2026 году.
В текущем году для предприятия построены два малых рыболовных сейнера типа «Нельма» – «Авача» и «Сокоч». МРСы интересны ещё и тем, что они впервые за два десятилетия построены на Камчатке. Колхозом Ленина заказаны еще четыре однотипных рыболовных сейнера. Для компании также ведется уже за пределами полуострова строительство двух рыболовных рефрижераторных траулеров.
Среди других крупных региональных заказчиков промыслового флота – ООО «РПЗ «Сокра» и АО «ЯМСЫ». Для них корабелы возводят семь среднетоннажных рыболовных судов. Для группы компаний «НОРЕБО» ведется строительство четырех больших морозильных траулеров. В целом, кроме уже принятых колхозом Ленина в эксплуатацию пяти новых судов, ожидается пополнение промыслового флота на 19 вымпелов.
«Объём инвестиций в основной капитал рыбохозяйственных предприятий края за пять лет, с 2019 по 2023 годы, превысил 95 миллиардов рублей. Эта сумма учитывает вложения компаний в создание береговых мощностей и обновление промыслового флота в рамках принятых бизнесом обязательств по программе «квоты под киль». Ряд таких проектов Корпорация сопровождала и содействовала в их реализации. Наиболее показательным в этом ряду является наше партнерство с ООО «Камчаттралфот» по созданию современного перерабатывающего предприятия. В реализацию проекта инвестор вложил 2,8 миллиарда рублей, рабочие места на предприятии получили 290 человек. Завод выпускает активно востребованную российским и зарубежными рынками продукцию».
В настоящее время – продолжил Александр Мыльников, – ООО «Камчаттралфлот», которое возглавляет Владимир Котов, по программе второго этапа рыбных инвестиционных квот приступает к созданию дополнительных мощностей по выпуску филе и фарша, преимущественно из минтая, а также рыбной муки и жира. Корпорация оказывает компании содействие в получении земельного участка, необходимого для расширения производства, и финансовой компенсации на расходы по техническому присоединению предприятия к системе газоснабжения».