Самолеты малой авиации вновь имеют возможность летать на Северные Курилы. На прошлой неделе Ан-28 Камчатского авиапредприятия совершил технический рейс на остров Парамушир. Здесь в одном из самых крохотных российских городков – Северо-Курильске Сахалинской области, возводится аэропорт. Строительство взлетно-посадочной полосы завершено. На неё и приземлился Ан-28.
До начала 90-х годов прошлого года легкомоторные самолеты из Петропавловска-Камчатского совершали рейсы на аэродром Байково, располагавшийся на южной оконечности острова Шумшу, который отделен от Парамушира нешироким проливом. Полеты прекратились после того, как Министерство обороны России, которому принадлежал построенный еще японцами аэродром Байково, пришло к выводу о неэффективности его эксплуатации.
Необычная взлетно-посадочная полоса существовала и вблизи Северо-Курильска. Она располагалась на вершине одной из сопок, обрамляющих единственный на сегодняшний день населенный пункт на Северных Курилах. Необычность ВВП, также построенной японцами, заключалась в её покрытии. Оно состояло из толстых дубовых досок. Взлетно-посадочная полоса имела систему подогрева, что очень важно в условиях значительного снежного покрова характерного для Северо-Курильска.
Насколько мне известно, после возвращения Парамушира в состав нашей страны, дубовой ВВП по её прямому назначению не пользовались. Доски, выстилавшие взлетно-посадочную полосу, хозяйственные курильчане разобрали для различных нужд. Их ещё можно найти в городке. Дуб даже островной сырости хорошо противостоит.
Совершивший технический рейс в Северо-Курильск Ан-28 принадлежит к вымирающему типу судов легкомоторной пассажирской авиации. Самолет, созданный в КБ Олега Антонова, до 1997 года производился в Польше. Выпущено чуть менее двухсот машин. Камчатское авиапредприятие одна из немногих кампаний, которые продолжают полеты на Ан-28. Видимо, и на полуострове недалек тот день, когда антоновскую машину вслед за производившимися в Чехословакии L-410 выведут из эксплуатации.
По оценкам экспертов, сегодня в России вопрос с заменой устаревших образцов легкомоторной пассажирской авиации стоит наиболее остро. Первый полет с отечественным двигателем многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал», который станет основной машиной этого сегмента авиапарка в небе родной страны, состоится не ранее третьего квартала следующего года.
Гораздо лучше обстоят дела с другими проектами отечественного авиапрома – ближнемагистральным SSJ-New и среднемагистральным МС-21. «Суперджет Нью» готовится подняться в воздух с отечественными двигателями ПД-8. Их работу неделю назад на площадке авиазавода в Комсомольске-на-Амуре на авиалайнере SSJ-100 с бортовым номером 95157 проверяли в наземном режиме. Еще ранее, 29 августа, состоялся первый испытательный полет «Суперджета», на котором установлены около 40 систем отечественной разработки и производства.
Российские двигатели для МС-21 запускаются в серийное производство. Генеральный конструктор АО «ОДК Авиадвигатели» Александр Иноземцев на встрече с Владимиром Путиным сообщил, что три самолета МС-21 уже оснащены отечественными двигателями ПД-14. Всего их произведено восемь. В следующем году акционерному обществу предстоит передать авиастроителям 12 двигателей. В 2025-м запланировано выпустить 24 мотора для МС-21.
«Я не помню за 30 лет, чтобы такими темпами мы наращивали объёмы серийного производства. Поэтому мы настроены, вся моторная отрасль настроена на то, чтобы эту проблему решить», – сказал Александр Иноземцев.
В Министерстве транспорта России выражают уверенность, что МС-21 вскоре начнут регулярные полеты на внутренних и международных линиях. В ведомстве также планируют по итогам года некоторое увеличение объема воздушных авиаперевозок.
Аэропорт Петропавловска-Камчатского в прошлом году стал одной из немногих российских воздушных гаваней, которым удалось нарастить пассажиропоток. Есть надежда, что эта тенденция сохранится и в текущем сезоне. Во всяком случае, в регионе прогнозируют дальнейший рост турпотока на полуострове. По оценке заместителя председателя Правительства края Юлии Морозовой, число гостей Камчатки в сравнении с предыдущим годом возрастет на 10 – 15 процентов. Следовательно, следует ожидать в близкой пропорции увеличение пассажиропотока международного аэропорта Петропавловска-Камчатского. Его сотрудники обеспечили стабильную работу транспортного узла в период летних максимумов.
Юлия Морозова считает, что завершение строительства нового аэровокзального комплекса в главной воздушной гавани полуострова, которое сегодня ведется активными темпами, даст мощный толчок развитию нескольких отраслей экономики края.
«В нашем регионе, одной из характеристик которого является сложная логистика, строительство масштабного инфраструктурного объекта, моделирующего новую региональную транспортную карту, которая сделает Камчатку более доступной, объективно дает толчок запуску новых синергетических проектов. И не только в индустрии гостеприимства, как может показаться на первый взгляд, но и в других секторах экономики», – сказала Юлия Морозова.
«Важным этапом строительства аэровокзала станет ввод в эксплуатацию четырехполосной магистрали, связывающей новый аэропортовый комплекс с действующей автотранспортной системой полуострова. Сдать дорогу в эксплуатацию планируется в ноябре текущего года. Проектно-сметная документация магистрали разработана на средства и при организационном содействии Корпорации развития Камчатки. Строительство аэровокзального комплекса ведется на основе акционерного и инвестиционного соглашений КРКК с УК «Аэропорты Регионов», подписанных в ноябре 2017 года», – сообщил первый заместитель генерального директора Корпорации развития Камчатки Марк Балясный.