Глава региона Владимир Солодов 19 декабря подписал закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Камчатском крае». Рассказать о нём наш корреспондент попросил одного из разработчиков закона – первого заместителя генерального директора Корпорации развития Камчатки Марка Балясного.
М.БАЛЯСНЫЙ: Новации принятого документа заключаются в том, что он объединяет в одном нормативном акте всю прежнюю правовую базу региональной системы поддержки инвестиционной активности. Она формировалась в крае на протяжении достаточно длительного времени. Следует признать её эффективность. Созданная правовая база, наряду с другими факторами, позволяла краю поддерживать на территории высокую деловую активность и опережать большинство субъектов ДФО в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов.
Но элементы этой правовой основы оказались разбросаны в десятках нормативных актов, принимавшихся по мере совершенствования в крае системы работы с предпринимателями. Перед группой разработчиков закона, в которую входили представители Заксобрания и Правительства края, и которая тесно взаимодействовала с бизнесом, стояла задача анализа существующих правовых основ регионального формата поддержки инвестиционной активности и сведения юридических норм в единый документ. К такому алгоритму действий нас подводила и очевидная целесообразность унификации, и принципы регионального инвестиционного стандарта 2.0, предписанного к внедрению в субъектах Федерации Минэкономразвития России.
Как мне кажется, поставленную задачу удалось решить в полной мере. На мой взгляд, принятый документ делает процедуры получения мер поддержки проще, прозрачнее, более понятными и контролируемыми со стороны бизнеса.
КРК: Принятый закон исключает из системы какие-то меры поддержки бизнеса?
М.БАЛЯСНЫЙ: Цель что-то купировать не ставилась изначально. Все существовавшие в крае меры поддержки инвестиционной деятельности сохранены. Статья 7-я Закона перечисляет их, в том числе, исходя из статусов деловых инициатив, которые могут быть присвоены региональным инвестиционным инициативам.
Приоритетный инвестиционный проект предусматривает комплексное сопровождения его реализации командой Правительства края.
Резидентам особо значимых инвестиционных проектов предоставляются налоговые льготы по фискальным платежам, зачисляемым в региональный бюджет. Для них также предусмотрено возмещение части затрат в рамках государственных краевых программ на создание и реконструкцию объектов недвижимости, техническое присоединение и на уплату процентов по кредитам, привлеченным для реализации проекта.
Статус масштабного инвестиционного проекта предполагает получение предпринимателем земельного участка, находящегося в краевой или муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов.
В Законе перечисляются другие меры краевой поддержки инвестиционной деятельности, которые могут получить инициаторы деловых инициатив.
Статья 8-я документа содержит критерии, которым должен соответствовать инвестиционный проект для получения мер инвестиционной поддержки.
КРК: Вы можете перечислить критерии…
М.БАЛЯСНЫЙ: Их десять, несколько больше, чем прежде. Расширенный перечень критериев позволит сделать процесс поручения проектом той или иной меры государственной поддержки более понятным и прозрачным для всех участников этого процесса, он в значительной степени нейтрализует субъективизм в оценке деловых инициатив.
Новый состав критериев, которым должны соответствовать инвестиционные проекты для предоставления мер государственной поддержки, включают в себя объём инвестиций, соответствие деловой инициативы стратегии развития края и документам территориального планирования, подтверждение источников финансирования, а также другие параметры. Непременным условием является экологическая безопасность проекта.
Оценка объёма инвестиций проекта предполагает градацию в зависимости от вида экономической деятельности и места реализации предпринимательской инициативы.
Следует понимать, что Закон, о котором идет речь, лишь первый шаг в переформатировании мер поддержки деловой активности в крае в соответствии с требованиями регионального инвестиционного стандарта 2.0. Закон определяет общие принципы работы с предпринимателем. Он предполагает издание единого подзаконного акта в форме постановления Правительства края, который определит порядок реализации заложенных в законе принципов, гарантий, функционал институтов поддержки инвестиционной деятельности.
КРК: Глава региона Владимир Солодов в ежегодном послании губернатора органам власти края уже рассказал о будущем, я бы сказал, базисном, элементе региональной системы повышения деловой активности. Губернатор в частности говорил о необходимости создания на базе Корпорации развития Камчатского края единого мощного института по работе с инвесторами, функционал которого включает в себя все направления поддержки бизнеса на уровнях от федерального до местного.
М.БАЛЯСНЫЙ: Да, Корпорация развития Камчатки завершает переход к созданию комплексной специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Масштабный пакет успешно проведенных подготовительных мероприятий позволит нам в первые месяцы 2023 года взять на себя тот объём работы, о котором говорил глава региона в обращении к органам власти края.
Предприниматели полуострова, российские и иностранные инвесторы, которые вкладывают средства в экономику региона, получат в своё распоряжение действительный и эффективный сервис «одного окна», работающего в цифровом и стандартном форматах. Обращение к нам даст возможность представителям делового сообщества решать максимально широкий круг административных и организационных вопросов, связанных с получением мер поддержки и в целом – с реализацией инвестиционных проектов. Они также смогут отслеживать ход реализации делегированных бизнесом Корпорации задач в он-лайн режиме на новом инвестиционном портале Камчатского края – investkamchatka.ru.