Стало известно о программе субсидированных каботажных перевозок текущего года по Северному морскому пути. В интересах Арктики и Дальнего Востока Росатом организует три дотационных рейса по СМП.
Первое судно готовится выйти 14 июля. Оно проследует по маршруту Архангельск – порт Восточный – Архангельск с заходом в Сабетту, Певек, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Корсаков. Второй рейс намечен на 1 августа. Он окажется самым коротким. Судно из Архангельска доставит груз в Певек и вернется в порт отправки.
Маршрут третьего рейса проложен с востока на запад. Планируется, что судно выйдет из порта Восточный 13 августа и прибудет в Санкт-Петербург к 15 сентября. Среди портов захода значится Петропавловск-Камчатский. Названия судов, привлекаемых к субсидируемым рейсам, не сообщаются. Хорошо знакомый Камчатке атомный лихтеровоз «Севморпуть», на котором в декабре 2023 года произошел пожар, к программе, по всей вероятности, не привлекается. Остается пока открытым и вопрос с объёмами и ассортиментом перевозок.
Спецпредставитель Росатома по вопросам развития Арктики Владимир Панов сообщил, что «окончательный пул заявок на каботажные перевозки будет сформирован 1 июля». Он также проинформировал о расширении географии портов захода в рамках субсидируемой программы в сравнении с прошлым годом с 11 до 14. Очевидно, что и объём перемещаемых грузов возрастет. Свой вклад в увеличение перевозок с использованием высокоширотной логистики внесет и Камчатка.
На недавней встрече главы региона Владимира Солодова с представителями федеральных торговых сетей шла речь о расширении поставок добытых на Камчатке морепродуктов на внутренний рынок, «в частности Северным морским путем в дополнение к наземному маршруту».
В целом же в Росатоме считают возможным довести объём перевозок по СМП к 2035 году до 250 миллионов тонн. Такую цифру озвучил Владимир Панов на сессии «Северный морской путь: расширяя арктические горизонты», которая проходила на площадке Петербургского международного экономического форума. Выход на заявленные объемы позволит высокоширотной логистике успешно конкурировать с Восточным полигоном. По нему планируется перевозить к 2035 году не менее 255 миллионов тонн различных грузов.
На площадке ПМЭФ-2024 Владимир Панов предложил использовать понятие «Большой Северный морской путь», которое охватит порты, географически и экономически связанные с высокоширотной логистикой – Санкт-Петербург, Калининград, Владивосток, Петропавловск-Камчатский и ряд других. Появление нового термина может означать включение новых портов в инфраструктурные программы развития СМП.
Генеральный директор Корпорации развития Камчатки Александр Мыльников считает предложение спецпредставителя Росатома логичным и обоснованным.
«Петропавловск-Камчатский с самого начала освоения Северного морского пути справедливо считали восточными воротами Арктики. Сегодня, когда не только в краевом центре, но и в ряде других точек восточного побережья полуострова формируются и готовятся к реализации инфраструктурные проекты, способные вывести высокоширотную логистику на новый качественный уровень, Камчатку уже следует считать не воротами к коммерческим маршрутам Арктики, а их частью. Значение края в реализации государственных программ развития СМП продолжит в геометрической прогрессии возрастать с наращиванием мощности таких предприятий как морской перегрузочный комплекс ПАО НОВАТЭК. Громадный логистический, экономический и социальный потенциал несет в себе разрабатываемый АО «Вертикаль» проект создания в незамерзающем заливе Корфа высокоширотного мультимодального логистического терминала. На транспортных выгодах СМП базируется и расчетная рентабельность «Водородно-энергетического кластера» на севере Камчатки, создание которого рассматривает российская компания «H2 Чистая энергетика» совместно с зарубежными партнерами».