О Камчатке Сервисы Проекты Площадки Стандарт О корпорации Инвесткарта Журнал Медиа Мероприятия ГЧП En
Поделиться
Назад
Блог Корпорации развития Камчатки Инвестиционный потенциал Камчатки будет полярной логистикой прирастать
Поделиться

Китайский контейнеровоз Newnew Polar Bear, принадлежащий компании Hainan Yangpu Newnew Shiping, впервые в истории зарубежного судоходства по Северному морскому пути совершил переход с коммерческим грузом из Шанхая в Калининградскую область. Перед этим судно заходило в Архангельск. После разгрузки в порту Балтийска контейнеровоз направился в конечную точку маршрута – Санкт-Петербург.


Иностранный торговый флот начинает коммерческие рейсы по СМП

Ряд информационных агентств поспешили связать рейс Newnew Polar Bear по Северному морскому пути с предстоящим визитом российского лидера Владимира Путина в Китай на форум «Один пояс – один путь», который пройдет с 17 по 18 октября.

Несомненно, что в Пекине развитие полярной логистики станет одной из ключевых тем дискуссий, поскольку представляется, пожалуй, очень актуальной транспортной концепцией, морским ключом к реализации китайской экономической инициативы, провозглашенной десять лет назад. В рамках программы «Один пояс – один путь» две страны активно работают над проектами на сумму, превышающую 160 миллиардов долларов США. Этот список включает в себя и арктические программы.

Сегодня к очевидным пространственным и временным  преимуществам полярного морского трафика между Европой и Азией, между Тихим океаном и Атлантикой в сравнении с традиционным маршрутом через Суэцкий канал, добавился дополнительный фактор. Обострившаяся на Ближнем Востоке политическая ситуация, тенденции к дальнейшему нарастанию эскалации между ключевыми региональными игроками заставят мировые судоходные компании форсировать смену курсов с зюйда на норд. Китайский транспортный комплекс, опережая потенциальных азиатских конкурентов, такой разворот уже делает.

В этой связи не следует представлять рейс Newnew Polar Bear из Шанхая в Балтийское море накануне визита Владимира Путина в КНР исключительно как наглядную демонстрацию понимания китайской стороной российских геостратегических интересов. При желании, конечно, в действиях Hainan Yangpu Newnew Shiping политический аспект можно обнаружить, если не учитывать обстоятельства, на которое информационные агентства, сделавшие подобные выводы, не обратили внимания.  

Newnew Polar Bear в текущую полярную навигацию не впервые перевозит коммерческие грузы по Северному морскому пути. Дебютный рейс китайский контейнеровоз усиленного ледового класса из Петербурга в Шанхай с заходом в Архангельск, Циндао и Тяньцзинь совершил в июле. Основу груза составила продукция лесоперерабатывающих предприятий северо-запада России. Летний рейс Newnew Polar Bear продлился около месяца – в полтора раза меньше, чем  через Красное море и Суэцкий канал.

Неуклонно растет и число российских операторов, пользующихся Северным морским путем. В текущем году впервые партию СПГ через Арктику отправил в Китай «Газпром». Эксперимент в компании сочли успешным.

Время – это больше, чем деньги

Осенний переход китайского контейнеровоза из Шанхая в Балтику занял более 40 дней, из них плавание собственно по Северному морскому пути, от чукотского поселка Провидения до Мурманска, не составило и трех недель. Длительное время потребовалось для огибания Скандинавского полуострова, выхода через датские проливы из Северного моря в Балтийское. И, если при следовании в Калининградскую область и Санкт-Петербург такой маршрут неизбежен, то в целом для полярной логистики между Китаем и Россией специалисты считают балтийско-скандинавскую дугу избыточной. Использование портов в незамерзающем и глубоководном Кольском заливе позволяет сократить время полярного морского сообщения между КНР и европейской частью РФ, в сравнении с Петербургом, на срок от семи до десяти дней. Также важно, что базирование на Мурманский транспортный узел исключает всевозможные риски при прохождении балтийских проливов.

Для решения этой задачи на западном берегу Кольского залива, в поселке Лавна, завершается строительство морского порта, который, по оценкам специалистов, приведет к дополнительному росту российского экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона по Северному морскому пути. Новый круглогодичный глубоководный хаб в Кольском заливе ориентирован, прежде всего, на переработку нефтеналивных грузов, перевалку угля и минеральных удобрений, не исключаются и другие товарные группы.

В декабре откроется железнодорожное движение по 50-километровой ветке, связывающей Лавну с общей системой действующих транспортных магистралей страны, что будет означать интеграцию нового порта в международный транспортный коридор Север – Юг.

Из-за смещения вектора российского внешнеэкономического ракурса в сторону азиатских стран все дальневосточные порты в РФ работают с большим напряжением. Существенно не разрядило ситуацию приобретение сумевшим в условиях санкций нарастить  чистую прибыль FESCO шести новых контейнеровозов, обеспечивающих высокие технологичность и скорость стивидорских операций. Ввод в эксплуатацию комплекса глубоководных терминалов на западном берегу Кольского залива позволит разгрузить Транссиб, БАМ, морские хабы в ДФО с одновременным наращиванием российского экспорта в Индию, Китай и другие азиатские страны.  

Как заявляет генеральный директор АО «Государственная транспортная лизинговая компания» Евгений Дитрих, уже в будущем году порт в Лавне «начнет выполнять задачу по увеличению объёма перевалки грузов, и базовый объём в 18 миллионов тонн у нас появится в 2025 году». К 2030 году бывший российский министр транспорта ожидает  рост грузооборота в новом хабе до 34 миллионов тонн. Выход на такие объёмы Евгений Дитрих увязывает с ускоренным созданием в РФ флота торговых судов усиленного ледового класса, которым предстоит осуществлять грузовые операции на участке Северного морского пути.

Потребуется ли восточный порт для перевалки арктических грузов?

Заявление Евгения Дитриха о необходимости увеличения торгового арктического флота может означать, что на востоке страны, в таких же незамерзающих и глубоководных акваториях как Кольский залив, в максимальной близости от СМП, потребуется создание порта для перевалки грузов с судов ледового класса на обычные.

«Очевидно, что Мурманский транспортный узел также станет реперной точкой для грузов, направляемых на Камчатку и произведенных на полуострове для центральных регионов страны. Основу последней категории товаров в ближайшей перспективе составят морепродукты, добытые и переработанные предприятиями рыбохозяйственного комплекса региона, – считает первый заместитель генерального директора Корпорации развития Камчатки Марк Балясный. – Главой государства поставлена задача повысить потребление гражданами России рыбы до уровня медицинских показаний. Один из способов достижения этой цели видится в значительном расширении транспортировки по СМП камчатских морепродуктов к основной массе отечественных потребителей. Владимир Путин поручил федеральному кабинету министров, правительству Камчатского края и «Росатому» – инфраструктурному оператору Северного морского пути проработать дополнительные стимулирующие меры для увеличения объёмов перевозок морепродуктов через Арктику».

Реализация поставленной главой государства задачи выходит за границы транспортной составляющей, что продемонстрировали так называемые «рыбные рейсы» лихтеровоза «Севморпуть». Загрузка судна камчатскими морепродуктами не составляла и половины его дедвейта, напомнил Марк Балясный. Очевидно, что стимулирующие меры должны касаться не только транспортников, но и производителей.

Однако даже в том случае, если у камчатских рыбопромышленников появится стимул, а вслед за ним и стремление переориентировать основной вектор своих поставок с внешнего рынка на внутренний, объемы транспортируемых на запад по СМП морепродуктов в общем сегменте грузов окажутся незначительны. Они смогут достигать лишь доли процента из всего объёма арктического грузооборота, который уже в следующем году, по прогнозам вице-премьера Юрия Трутнева, должен вырасти до 85 миллионов тонн. Максимальный же объем добытых на Камчатке морепродуктов относится к 2020 году. Он составлял 1,659 миллиона тонн.

Но незначительный в общем соотношении объём перевозимой по СМП продукции, произведенной предприятиями региона, ничуть не умаляет созидательной роли полярной логистики для социально-экономического развития полуострова. Превращение Северного морского пути в международную транспортную артерию означает для Камчатки значительное расширение инвестиционных горизонтов. Потребуется создание новых перегрузочных мощностей, ориентированных не на потребности региона, а на широкий внутренний российский и внешний рынки. Возникнет необходимость в появлении инновационных предприятий судоремонта, мощных бункерующих компаний, других структурных компаний.

«Первые шаги в этом направлении мы можем наблюдать уже сегодня, – отмечает Марк Балясный. – В бухте Бичевинской ПАО «НОВАТЭК» завершает строительство морского перегрузочного комплекса СПГ, который концептуально погружен в стратегию развития СМП. Модернизируются причалы в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского. Совершенствуется структура терминала «Сероглазка». В этот ряд следует поместить и пока ещё находящийся в предынвестиционной стадии реализации проект энергетического кластера на севере Камчатки. Он предполагает производство зеленого водорода, получаемого за счет энергии, вырабатываемой ПЭС в Пенжинской губе. Одним из базовых структурных элементов комплекса выступает незамерзающий порт в заливе Корфа. Одновременно он может стать и той самой восточной перегрузочной площадкой, о которой упоминалось выше».

Другие материалы
История успеха ООО «Камчаттралфлот» готовится к реализации новой инвестиционной инициативы
Корпорация развития Камчатки Марк Балясный Камчаттралфлот развитие рыбохозяйственного комплекса
Отраслевой обзор СТАНЕТ ЛИ КАМЧАТКА КРУПНЕЙШИМ РОССИЙСКИМ ЦЕНТРОМ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ? Российский и зарубежный бизнес считает, что это возможно
Водородно-энергетический кластер Пенжинская ПЭС Корпорация развития Камчатки Марина Якутова Алексей Каплун
Блог Корпорации развития Камчатки Что такое Манжерок на встрече с Марком Балясным рассказал глава Центра развития Республики Алтай
Корпорация развития Камчатки Центр развития Республики Алтай