В проекте федерального бюджета на 2024 год в рамках Национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры предусмотрено финансирование строительства и обновления двух очередных объектов транспортного контура Камчатки.
Согласно заявлению министра финансов РФ Антона Силуанова, прозвучавшего на совещании российского правительства, где обсуждались основные параметры госбюджета будущего года, кабмином предусмотрено выделение значительных средств на строительство вспомогательного объекта в международном аэропорту Петропавловска-Камчатского и завершение модернизации в морском торговом порту краевого центра.
«Оба проекта имеют ключевое значение для развития транспортной системы региона, повышения инвестиционной привлекательности края, улучшение качества жизни населения», – считает генеральный директор Корпорации развития Камчатки Марина Якутова.
В недавнем интервью агентству Интерфакс российский вице-премьер Марат Хуснуллин обратил особое внимание на обновление морского торгового порта в Петропавловске-Камчатском. Заместитель премьер-министра подчеркнул стратегическое значение проекта, который предусматривает реконструкцию 9 и 10 причалов. По оценке Марата Хуснуллина, «модернизация портовой инфраструктуры [Петропавловска-Камчатского] позволит нарастить объём поставок продовольствия и других грузов для местных жителей, что в перспективе отразится на качестве жизни людей в регионе».
Завершить работы в порту, сообщается на сайте ФКУ «Ространсмоденизация», планируется в декабре следующего года. Годовой грузооборот реконструированных причалов составит 650 тысяч тонн. Модернизация включает в себя устройство лицевой стенки пирсов общей длиной более 330 метров, монтаж крановых путей почти аналогичной протяженности, установку швартовных труб, отбойных устройств и другие работы. Причалы обеспечат технологичную разгрузку различного класса океанских судов большего дедвейта.
Руководство морского порта Петропавловска-Камчатского в преддверии увеличения грузопотока, обусловленного среди других причин модернизацией причалов и расширением в регионе масштабов строительных работ в рамках реализации инвестиционных проектов, закупило несколько сотен контейнеров.
Генеральный директор Корпорации развития Камчатки Марина Якутова рассказала, что кроме федеральных программ реконструкции морских причальных сооружений, в крае реализуется несколько частных инвестиционных проектов, связанных с модернизацией портопунктов в отдаленных районах полуострова. Их современный контур обеспечит своевременную и без потерь доставку грузов и продовольствия во все населенные пункты края и даже продлит навигацию.
Гендиректор КРКК также напомнила, что в крае активно совершенствуется и авиационная инфраструктура.
«Доведение до современных стандартов обслуживания пассажиров и перевозки грузов включает в себя не только строительство нового международного терминала в аэропорту Петропавловска-Камчатского (МАПК), но и возведение вспомогательных зданий, реконструкцию аэродромного хозяйства. В текущем году ожидается завершение строительства основного пассажирского перрона на 9 стояночных мест, а также перрона малой авиации для воздушных судов на 3 места, рулёжной дорожки и патрульно-технологической дороги. Надеемся, что до января долгожданный подарок получат и жители Усть-Камчатска. Реконструкция местного аэропорта успешно завершается. На очереди модернизация взлетной полосы на Командорах», – рассказала Марина Якутова.
После реконструкции пропускная способность аэропорта Усть-Камчатска с двух тысяч человек в год возрастет до трех с половиной тысяч. Длина взлетно-посадочной полосы составит почти полторы тысячи метров. Она позволит принимать все типы воздушных судов, работающих на местных линиях.
Формирование современной авиационной инфраструктуры на Камчатке ведется и за счет средств частного бизнеса. 26 сентября разрешение на ввод в эксплуатацию получила взлетно-посадочная полоса (ВПП) с сопутствующей инфраструктурой, созданная ООО «Витязь-Аэро» в поселке Николаевка Елизовского района. Инвестор в создание аэродрома для малой авиации вложил более 700 миллионов рублей. ВПП рассчитана на приём воздушных судов вместимостью до 20 пассажиров. Созданная инфраструктура позволит обслуживать до 40 тысяч человек в год. Аэродром обеспечит перевозки пассажиров на местных маршрутах, позволит активно формировать новые экскурсионные программы, связанные с полетами на легкомоторной авиации.
ООО «Витязь-Аэро» заключено соглашение с Уральским заводом гражданской авиации о поставках камчатской компании в 2026 – 2028 годах трех многоцелевых самолетов «Байкал».
Ускорило строительство ВПП и снизило инвестиционные издержки получение проектом статуса резидента территории опережающего развития. В состав мер государственной поддержки, оказанной деловой инициативе, кроме предоставления земельных участков, налоговых льгот и консультационной помощи вошла и реконструкция за счет средств Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики автомобильной дороги, ведущей к аэродрому легкомоторной авиации.
Марина Якутова также сообщила, что в текущем году ожидается ввод в эксплуатацию морского перегрузочного комплекса СПГ, строительство которого ПАО «НОВАТЭК» завершает в бухте Бечевинской, расположенной к северу от Петропавловска-Камчатского. Проектный объём перевалки сжиженного природного газа составляет 21 миллион тонн в год.
Морской перегрузочный комплекс призван обеспечить перевалку доставляемого по Северному морскому пути газа с арктических месторождений России в незамерзающую бухту судами ледового класса. Далее через специальные терминалы морского базирования, а также в режиме «борт в борт» топливо будет перегружаться на танкеры, предназначенные для плавания в умеренных и тропических широтах для транспортировки многочисленным потребителям российского газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Такая логистическая схема оказывается наиболее рентабельной в условиях Арктики.
Планируется, что часть доставляемого в бухту Бечевинскую СПГ будет использована, как заявил Владимир Путин на VIII Восточном экономическом форуме, «для газификации Камчатки», что также обеспечит дополнительные бенефиции бизнесу и создаст условия для повышения качества жизни населения края.
В создание морского перегрузочного комплекса вложены значительные инвестиции частного капитала и государственные средства. Федеральный бюджет взял на себя создание судоходного канала протяженностью 6,6 километра, шириной 275 метров и глубиной 16 – 17 метров. Канал прошел через мелководный пролив, соединяющий Тихий океан с акваторией бухты Бичевинской. Объём перемещенного грунта превысил 16 миллионов тонн.
Летом в бухту Бечевинскую ПАО «НОВАТЭК» доставил первое плавучее хранилище сжиженного природного газа «Коряк ПХГ». Он представляет собой несамоходный терминал морского базирования длиной 400 метров, шириной 60 метров. Максимальная загрузка хранилища составляет 360 тысяч м3.
«Транспортный комплекс Камчатки приобретает черты мощного современного логистического механизма, способного обеспечить глобальный мультипликативный эффект для всех отраслей экономики и социальной сферы региона. Особенно значительным такое воздействие за счет повышения мобильности граждан и доступности для них транспортных услуг окажется на стержневое направление хозяйственного развития края – туризм», – завершила рассказ Марина Якутова.
На снимках ФКУ «Ространсмодернизация» реконструкция Петропавловского морского порта и взлетно-посадочной полосы Усть-Камчатского аэропорта.