О Камчатке Сервисы Проекты Площадки Стандарт О корпорации Инвесткарта Журнал Медиа Мероприятия ГЧП En
Поделиться
Назад
Мнения Поворот на восток: какой будет логистика нового мира
Поделиться

Весь мир в эпоху становления новых геополитических реалий столкнулся с глобальными вызовами. Необходимо создавать новую транспортную инфраструктуру и перестраивать логистику, чтобы обеспечить качественное преобразование экономики и конкурентоспособность на мировых рынках. Это касается и Дальнего Востока. Эксперты рассуждают о том, как сегодня меняется логистика региона и какую роль в этих изменениях может сыграть играет Камчатский край.

Логистика изменившегося мира

Главная тема Восточного экономического форума-2022 — «На пути к многополярному миру». Среди основных вопросов участники обсудят логистические вызовы в новых геополитических реалиях. Блок «У каждого свой путь: логистика изменившегося мира» посвящен развитию БАМа и Транссиба, новой системе снабжения и Северному морскому пути (СМП).

Форум во Владивостоке продолжит глобальную дискуссию о повороте России на восток и переориентации товарных потоков из Европы в Азию, начатую на Петербургском международном экономическом форуме. Как обозначил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков на полях ПМЭФ-2022, «поворот на восток будет происходить через северные территории» — развитие альтернативных маршрутов и освоение Северного морского пути. Дальнему Востоку в этой связи отводится особая роль. Он должен стать «воротами в многополярный мир» и одним из крупнейших мировых транспортных хабов.

Разбивая лёд

Сегодня в регионе реализуются масштабные инфраструктурные проекты. Так, компания «Новатэк» строит в Камчатском крае и Мурманской области морские перегрузочные комплексы сжиженного природного газа в рамках проекта «Арктик СПГ 2». Ожидается, что уже в 2023 году в бухте Бечевинской Камчатского края начнётся перевалка газа с танкеров-газовозов ледового класса, следующих по Северному морскому пути из района Обской губы.

Как сообщил заместитель председателя правления ПАО «Новатэк» Евгений Амбросов, каждый комплекс будет иметь по одному плавучему хранилищу газа и две рейдовые стоянки, что обеспечит ежегодную перевалку свыше 21 млн тонн сжиженного природного газа. К 2024 году объемы перевалки увеличатся благодаря расширению навигационного окна.

«Фаза, на которую придётся начало круглогодичной навигации по Северному морскому пути в 2024 году, является наиболее важной и показательной. После запуска всех очередей «Арктик СПГ-2» планируемый ежегодный объем перевозок сжиженного природного газа по Северному морскому пути в восточном направлении составит 20 млн тонн. По нашим подсчетам, ежемесячно будут выполняться 22 рейса в восточном направлении с перевалкой на Камчатке и 27 рейсов в западном направлении с перевалкой в Мурманской области. Начало перевозок сжиженного природного газа на круглогодичной основе превратит Севморпуть в международный транспортный коридор», — обозначил Евгений Амбросов.

Порт-хаб

В августе председатель правительства Михаил Мишустин утвердил план развития Северного морского пути до 2035 года. Всего в плане – 150 мероприятий с общим объемом финансирования почти 1,8 трлн рублей, следует из сообщения на сайте Кремля. Среди них — строительство терминала сжиженного природного газа и газового конденсата «Утренний», нефтеналивного терминала «Бухта Север», угольного терминала «Енисей». Кроме того, план предусматривает строительство береговых и гидротехнических сооружений для обеспечения Баимского месторождения и порта-хаба для организации транзитных перевозок во Владивостоке.

Камчатскому краю в этой связи отведена роль порта-накопителя. Регион выгодно расположен относительно морских путей, соединяющих страны Азиатско-Тихоокеанского региона и особенно привлекателен для перегрузки с судов ледового класса. Не случайно именно в Петропавловске-Камчатском 21 июля состоялась выездная сессия ВЭФ-2022, посвящённая развитию Северного морского пути. Кроме того, в 2019 году атомный лихтеровоз «Севморпуть» отправился в экспериментальный рейс из порта Петропавловска-Камчатского. При поддержке Минвостока и правительства Камчатского края судно доставило пять тысяч тонн рыбной продукции в Санкт-Петербург. И, хотя до сих пор камчатским рыбакам выгоднее переваливать товар в приморских портах, чтобы потом транспортировать его железной дорогой, в будущем Севморпуть может стать доступным и для этой номенклатуры груза.

Сдерживающие факторы

Чтобы перевозки по Севморпути были коммерчески привлекательными, необходимо или значительно увеличить грузооборот, или же вводить частичное субсидирование расходов грузоотправителей, считает директор Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота (ОАО «ДНИИМФ) Евгений Новосельцев.

«Конечно, если мы в больших масштабах организуем добычу углеводородов в Арктике и караваны судов будут совершать регулярные рейсы по Севморпути, это подстегнет перевозки и удешевит процесс. Но необходимы действительно большие объемы груза при круглогодичной навигации. Пока навигационный период короткий. Чтобы его увеличить, нужно содержать огромное количество ледоколов, в том числе атомных. Во-вторых, суда, которые будут осуществлять плавание по Севморпути, стоят дороже и не позволяют принять такое количество груза, как контейнеровозы-«десятитысячники», которые ходят южным путём», — рассуждает Евгений Новосельцев.

В то же время, по словам эксперта, транспортные артерии на Дальнем Востоке загружены на 100%. Нехватка железнодорожных мощностей сегодня – главный сдерживающий фактор для массового поворота на восток. В 2021 году Восточный полигон был загружен по максимуму, суммарная провозная способность достигла 144 млн тонн. Дефицит провозной и пропускной мощности Восточного полигона составил порядка 90 млн тонн без учета переориентации грузопотока с Запада на Восток. В этой связи вопросы расширения пропускной способности БАМа и Транссиба, создания альтернативных маршрутов стоят особенно остро.

Эксперты подчеркивают, что создание новой транспортной инфраструктуры – вопрос, который требует решения в разных плоскостях. Так, на полях ВЭФ-2022 обсудят развитие перевозок с помощью информационных технологий. Это внедрение электронного документооборота, в том числе за счет применения смарт-контрактов и ЭДО, увеличение емкости загрузки судов за счет автоматизированных решений. Считается, что эти меры смогут повысить пропускные способности терминалов на Дальнем Востоке.

Профессор, соруководитель магистерской программы «Аналитические, социальные и экономические сети» Института математики и компьютерных технологий ДВФУ Александр Абрамов:

Страны запада рассматривают восьмой пакет санкций в отношении России. Они касаются десятков тысяч наименований составляющих товаров и услуг, относимых к различным секторам экономики. Вся эта санкционная политика накладывается на развивающийся мировой экономический кризис. В связи с этим дальневосточная часть России сталкивается с новыми вызовами.

Один из них – это специализация. Сложившаяся к данному моменту специализация экономики Дальнего Востока, которая обеспечивала устойчивое функционирование в существующей мировой системе разделения труда, имеет ресурсный характер. Совокупный валовый региональный продукт (ВРП) Дальневосточного федерального округа (ДФО) составил по итогам 2020 года свыше 6 трлн рублей. Структура отраслей, формирующих большую часть ВРП макрорегиона, состоит из следующих ведущих секторов: «Добыча полезных ископаемых» — 27%, «Транспортировка и хранение» — 13%; «Оптовая и розничная торговля» — 11%; «Государственное управление и обеспечение военной безопасности» — 9%; «Операции с недвижимым имуществом и аренда» — 7%, которые в совокупности составляют более 67% ВРП макрорегиона.

Но санкции и кризис существенно меняют это разделение. Мировая экономика (с точки зрения МВФ) дефрагментируется на новые технологические и финансовые зоны, что приведет к возникновению новых рынков и новых цепочек поставок. Это неизбежно повлияет на сектора экономики ДФО, стоящие как в их начале (добывающие и обрабатывающие отрасли), так и в конце (транспорт и хранение, торговля, страхование, финансы и другие).

Структура экономики в различных регионах ДФО отличается разительно. Если добывающая отрасль обеспечивает до 40-55% ВРП в Чукотский автономный округ, Республике Саха (Якутия), Магаданской и Сахалинской областях, то, например, сектор «Транспортировка и хранение» имеет наибольшее значение в Приморском и Хабаровском краях — 24% и 20% соответственно. Таким образом, влияние санкций на регионы Дальнего Востока различно и зависит от модели их экономики.

Санкции влияют на текущее положение дел в мировой экономике в целом, что приводит к существенным изменения и рискам. В данный момент наблюдается мультикризис — остановлены крупные отрасли экономики: розничная торговля (кроме продовольствия и аптек), авиатранспорт, значительная часть автомобильного и морского транспорта, большая часть промышленного производства и добычи полезных ископаемых, энергетика. Встала вся мировая система массовой рекреации, что не может ни привести к платежным и бюджетным кризисам.

Таким образом, период 2019-2022 годов характеризуется комплексным циклическим кризисом и кризисом эффективности капитала, который может в том числе привести к значительным структурным изменениям в экономике Дальнего Востока.

Произошли значительные изменения на рынках АТР. Их часть, относимая к недружественным странам (Японии, Республике Корея, Сингапур, Тайвань, Австралия, Новая Зеландия), на которую приходилась значительная часть товарооборота экономики ДФО, закрылась и требует поиска новых рынков.

Региональным экономикам предстоит поменять свою структуру, а инфраструктурным отраслям, таким как железнодорожный, морской, авиационный, трубопроводный транспорт, энергетика и некоторые другие пересмотреть планы развития.

Другие материалы
Блог Корпорации развития Камчатки Микрорайон Чирельчик – новое слово жилищного строительства на Камчатке
Корпорация развития Камчатки Марина Якутова Дмитрий Котов микрорайон Чирельчик
Блог Корпорации развития Камчатки Обновлён инвестиционный портал
КРКК Инвестиции Сайт Поддержка Сопровождение проекта
Мнения Чувствовать себя как дома: россияне расширяют географию отдыха
Туризм Экономика Инфраструктура