О Камчатке Сервисы Проекты Площадки Обсуждения Журнал О корпорации Вакансии Медиа Мероприятия Eng
Поделиться
Назад
Мнения Путь на перспективу
Поделиться

Северный морской путь – самый короткий маршрут между морями Атлантического и Тихоокеанского бассейнов. А с учетом стремительного роста азиатских рынков и сложной геополитической ситуации развитие СМП становится стратегической необходимостью. Главный вопрос, который нужно решить для дальнейшего роста грузоперевозок, — это запуск круглогодичной навигации Севморпути.

Экспериментальные рейсы

Трансформация Северного морского пути в глобальную транспортную артерию постепенно воплощается в реальность: только за первое полугодие 2022 года по СМП было перевезено 18 млн тонн грузов – на 5% больше, чем за аналогичный период 2021 года.

«Северный морской путь сейчас близок к тому, чтобы из экспериментального маршрута стать регулярным. Круглогодичная навигация по Севморпути должна начаться в 2024 году, и, я уверен, эта задача будет решена, – отметил на выездной сессии Восточного экономического форума губернатор Камчатского края Владимир Солодов. – Есть грузовая база, транспортное обеспечение, наземная инфраструктура, сопровождение со стороны МЧС и других служб».

На протяжении десяти с лишним лет крупнейшие российские компании проводили «экспериментальные» рейсы, число которых растет с каждым годом. Как отметил специальный представитель госкорпорации «Росатом» и заместитель председателя государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов на выездной сессии Восточного экономического форум, в 2021 году корпорация перевезла по СМП 34,9 млн тонн грузов – на 2 млн тонн больше, чем в 2020-м. Стоимость грузов впервые достигла 1,6 трлн рублей. «Если же говорить о транзите за 2021 год, он превысил 2 млн тонн и с 2019 года фактически увеличился в 3 раза», – подчеркнул он. 

А одна из крупнейших российских судоходных компаний, «Дальневосточное морское пароходство», за летнюю навигацию-2022 должна доставить в арктические регионы рекордные 100 тыс. тонн грузов. «В этом году мы стараемся организовать регулярные транзитные перевозки по Севморпути. В июне запустили сервис по морской доставке грузов из северо-западной части страны в порты Дальнего Востока», — поделился президент ДМП Аркадий Коростелёв.

Энергетика Камчатки

С точки зрения энергетики подготовка к запуску Севморпути находится на высоком уровне — так, Камчатка, естественная точка входа и выхода на этот транспортный коридор, обладает значительной инфраструктурой. В регионе расположены несколько энергетических проектов, ставших крупнейшими в ДФО, — например, «НОВАТЭК» создает в регионе инфраструктуру по перевалке сжиженного природного газа.

«Сейчас ведется строительство плавучего хранилища газа – в первой половине 2023 года мы должны доставить его на Камчатку. Инфраструктура компании «НОВАТЭК» в Камчатском крае начиная с 2024 года как раз и обеспечит круглогодичную навигацию на всем протяжении СМП. В акватории морей восточного сектора Арктики в этот начальный период одновременно будут находиться в движении 5 газовозов, – рассказывал в рамках сессии Евгений Амбросов, заместитель председателя правления компании. – Уже в следующем году в камчатской бухте Бечевинской мы начнем перевалку газа по принципу «судно – судно». Мы планируем довести грузооборот этого порта до 20-22 млн тонн: ежемесячно в него будут заходить порядка 40 судов – это уже достаточно интенсивное навигационное движение».

Произошли глобальные изменения: десять лет назад никто не мог себе представить, что Камчатка станет одним из крупнейших энергетических хабов для сжиженного газа, рассуждает председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот», председатель Совета участников судоходства по развитию Северного морского пути Сергей Франк. «Наверное, никто бы не поверил, но сейчас эта работа идет и, несмотря на все сложности, она будет сделана», — подчеркнул он в ходе сессии.

Защита с воздуха и из космоса

Для запуска к 2024 году круглогодичной навигации и систематического функционирования СМП необходима комплексная работа всех участников процесса, создание единой логистики, конкурентоспособного продукта для грузоотправителей.

Различные варианты обеспечения безопасности движения по СМП обсуждаются сегодня на экспертных площадках. Так, например, предлагается создать аварийно-спасательные комплексы на базе авиационных подразделений МЧС и центров управления в кризисных ситуациях, рассказал Александр Бондар, директор департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС России.

«Они разместятся в семи точках: Анадыре, Певеке, Тикси, Диксоне, Сабетте, Архангельске и Мурманске. С использованием плеча ледокольного флота Росатома, который сейчас оборудует вертолетные площадки на всех новых проектах, мы сможем обеспечить 100-процентное прикрытие Северного морского пути. Это позволит быстро нарастить группировки в случае чрезвычайной ситуации или организовать медицинскую эвакуацию с борта судна», — говорит он.

Дмитрий Зайцев, заместитель руководителя Росгидромета, сообщил, что к 2024 году точность автоматизируемых прогнозов по СМП планируется довести до 90% в режиме онлайн. В этот же период зарубежные космические аппараты, от которых метеорологи сейчас в основном получают данные, будут полностью замещены на отечественные.

«В начале прошлого года был запущен гидрометеорологический спутник «Арктика-М №1». До 2023 года Роскосмос планирует запустить еще один спутник данного типа плюс три дополнительных. Это позволит обеспечить судоходные компании и пользователей СМП необходимой информацией», – поделился он планами. 

Путь по контрольным точкам

Переход к круглогодичной навигации и обеспечение безопасносного стабильного функционирования СМП — сложная межведомственная задача, но работа в этом направлении уже ведется.

Уже был принят интегрированный план Минвостокразвития, включающий в себя мероприятия по запуску круглогодичной навигации и развитию Севморпути вплоть до 2035 года. В документе оговорены обязательства государства по созданию инфраструктуры, грузоотправителей – по обеспечению объемов перевозок; строительство новых ледоколов, совершенствование систем безопасности – от транспортной до экологической. Прописаны и ожидаемые результаты от принимаемых мер.

«К 2024 году грузовая база СМП должна составить 90 млн тонн, а к 2030-му – более 200 млн тонн. Инвестиции в проекты, формирующих данную грузовую базу, превысят 15,6 трлн рублей, создаваемая ими валовая добавленная стоимость – 28 трлн рублей, налоговые отчисления – 16 трлн рублей в период до 2035 года, – рассказал первый заместитель главы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов. – План предполагает строительство восьми ледоколов, модернизацию или строительство 12 морских портов, железнодорожных подходов к ним, спутниковой группировки и других объектов».

Ожидается, что после ВЭФ-2022, к октябрю, будет разработана дорожная карта с конкретными мероприятиями и контрольными сроками их выполнения.

Другие материалы
Мнения Поворот на восток: какой будет логистика нового мира
Логистика Экономика
Отраслевой обзор Камчатский край: туризм
Экономика Статистика Инфраструктура Инвестиции
История успеха Высокотехнологичный терминал нефтепродуктов
Бизнес Нефтепродукты Инфраструктура Севморпуть